Скласти історичний портрет одного з діячів Великої французької революції. Додати коментар до курсу
1. Ким даний діяч був?
2. В яку епоху жив?
3. Риси характеру – позитивні й негативні, сильні слабкі?
4. В чиїх інтересах діяв?
5. Якими шляхами добивався поставленої мети?
ткуда считать начало дня для всего земного шара, для всех стран?
природа по этому поводу не дает нам никаких указаний. и потому люди всей земли просто договорились между собой, где начинаться новому дню.
земной шар разделили на двадцать четыре часовых пояса. они идут от одного полюса к другому и на полюсах сходятся. часовых поясов двадцать четыре, потому что в сутках двадцать четыре часа, и время в соседних часовых поясах разнится на один час: в том часовом поясе, что лежит на восток, — часом больше, на запад — часом меньше. чем дальше на восток или на запад, тем разница больше.
новый день начинается в пустынной части берингова пролива и тихого океана, там проходит линия перемены дат. часовой пояс необязательно должен прокладываться прямо от полюса к полюсу, как идут меридианы. он может отклоняться в сторону, проходить по берегам рек, по линии железной дороги, по границам наших республик — словом, там, где людям удобней.
когда корабли или самолеты совершают свои рейсы с запада на восток и пересекают линию перемены дат, они как бы во вчерашний день. на чукотке уже 1 мая, а на аляске еще только 30 апреля.
а если корабли и самолеты путешествуют с востока на запад, то в бортовом журнале пропускается день,— они сразу перескакивают в следующий! вот и барон мюнхгаузен на полюсе тоже мог перескакивать изо дня в день, перебрасывать камень через завтрашний день и делать прочие как будто бы невероятные вещи. часовые пояса ограничены
меридианами, которые сходятся у полюсов. и потому дни, сутки в разных точках земного шара длятся по-разному: чем ближе к экватору — тем шире часовой пояс, чем ближе к полюсам — тем уже. день как бы принимает форму пояса времени: широкий в середине и заостренный у полюсов. так что на полюсе может быть и «заостренный четверг» или пятница — словом, любой день недели. и ничего не стоит перебросить камень через завтрашний день, как это делает барон мюнхгаузен, для которого писатель лев успенский написал свой замысловатый, забавный рассказ.
а жители чукотки и аляски, которых разделяет небольшое водное пространство, легко могут путешествовать из сегодня в завтра и наоборот, потому что их разделяет линия перемены дат. и у них могут быть на одной неделе не то чтобы две пятницы, а все семь, если бы они вздумали плыть то туда, то сюда, пересекая линию перемены дат!
термин «средние века» употребляется для обозначения периода стран востока первых семнадцати веков новой эры. естественным верхним рубежом периода принято считать xvi – начало xvii вв., когда восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.
средневековый восток охватывает территорию северной африки, ближнего и среднего востока, центральной и средней азии, индии, шри-ланки, юго-восточной азии и дальнего востока.
переход к средневековью на востоке в одних случаях осуществлялся на основе уже существующих политических образований (например, византия, сасанидский иран, кушано-гуптская индия), в других – он сопровождался социальными потрясениями, как это было в китае, и почти повсеместно процессы получали ускорение участию в них «варварских» кочевых племен. на арене в этот период появились и возвысились такие безвестные дотоле народы, как арабы, тюрки-сельджуки, монголы. рождались новые религии и на их основе возникали цивилизации.
страны востока в средние века были связаны с европой. носительницей традиций греко-римской культуры оставалась византия. арабское завоевание испании и походы крестоносцев на восток способствовали взаимодействию культур. однако для стран южной азии и дальнего востока знакомство с европейцами состоялось лишь в xv-xvi вв.
становление средневековых обществ востока характеризовалось ростом производительных сил – распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией процесса как на востоке, так и в европе – было утверждение феодальных отношений. различные же итоги развития на востоке и западе к концу xx в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.
среди факторов, обусловливающих «запаздывание» восточных обществ, выделяются следующие: сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытнообщинных и рабовладельческих отношений; устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства; преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов; безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.
переодизация средневекового востока. с учетом этих особенностей и исходя из представления о степени зрелости феодальных отношений в востока выделяют следующие этапы:
i-vi в. н.э. – переходный период зарождения феодализма;
vii-х вв. – период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации и упадка древних городов;
xi-xii вв. – домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет;
xiii вв. – время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять;
xiv-xvi вв. – послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.
восточные цивилизации. пеструю картину представлял собой средневековый восток и в цивилизационном отношении, что также отличало его от европы. одни цивилизации на востоке возникли еще в древности; буддийская и индусская – на полуострове индостан, даосско-конфуцианская – в китае.
другие родились в средние века: мусульманская цивилизация на ближнем и среднем востоке, индо-мусульманская – в индии, индусская и мусульманская – в странах юго-восточной азии, буддийская – в японии и юго-восточной азии, конфуцианская – в японии и корее.