Зе́мский собо́р — высшее сословно-представительское учреждение царства с середины xvi до конца xvii века, собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, и административных вопросов.совещание продолжалось два дня. было три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание боярской думы, принявшей о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. б. а. романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух «палат»: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи, вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне. летописец, описывающий собрание, не говорит, из кого состояла вторая «палата» (курия): из тех, кто оказался в то время в москве, или из тех, кто был вызван правительством в москву специально.
1)издавна человечество знало такие ремёсла, как: кузнечное гончарное плотницкое столярное портняжное ткацкое прядильное скорняжное шорное пекарное сапожное печное кожевенное ювелирное и многие другие. вещи, сделанные ремесленниками-профессионалами, были сложнее и красивее тех, которые мастерили крестьяне. но ремесленник, не вышедший из общины, имел узкий рынок сбыта изделий; условия для развития производства в деревне были ограниченными. кроме того, значительную часть изделий в качестве оброка забирал владелец вотчины. поэтому сельские ремесленники покидали деревню и уходили в такие места, где можно было найти больше заказчиков и покупателей. ремесленники наряду с купцами составляли основное население средневековых городов, возникавших около замков и крепостей, стены которых могли служить защитой в случае опасности, вокруг монастырей, куда приходило большое количество паломников, близ мостов и переправ. развивалось разделение труда между городом и деревней: жители деревни занимались сельским хозяйством, горожане — ремеслом и торговлей. ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником. главным -в мастерской был мастер — обычно ее хозяин. кроме него в мастерской работали ученики и подмастерья. подмастерье, получавший заработную плату, являлся главным мастера. он мог сам стать мастером и открыть свою мастерскую. для этого он должен был выдержать трудный экзамен: изготовить на собственные средства шедевр — образец изделия. ученик обычно овладевал мастерством за срок от двух до восьми лет, все это время работая бесплатно. впоследствии он мог стать подмастерьем. сын мастера, с детства трудившийся в мастерской, как правило, наследовал дело отца и сам становился мастером. техника ремесла развивалась медленно. но выучке и опыту ремесленники достигали совершенства в своем деле. их изделия часто были настоящими произведениями, искусства. вообще, границы между искусством и ремеслом в средневековье не существовало. ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, обычно объединялись в особую корпорацию — цех. возникновение цехов было вызвано желанием ремесленников защитить свои интересы, установить контроль над производством и продажей ремесленных изделий. для создания цеха требовалось получить от короля или сеньора соответствующую хартию. на общем собрании мастера принимали устав цеха. правила устава создавали для всех мастеров одинаковые условия производства и продажи изделий. устав сводил на нет конкуренцию между мастерами одного цеха: он предписывал, чтобы все они выпускали продукцию определенного вида и качества. цеховая организация была тесно связана со всей жизнью средневекового ремесленника. цех был одновременно союзом, дружиной самообороны и религиозным братством, имевшим особую церковь и своего святого-покровителя.