Вкниге притч есть такие слова: "когда умножаются праведники, народ благоденствует". это не просто слова, это духовный закон. все сферы жизни как конкретного человека, так и общества в целом зависят от его духовного состояния. и беларуси является наглядным примером действия этого закона. когда в нашей стране умножились праведники, в беларуси была хорошая жизнь, было благоденствие. это xvi век, столетие реформации, время, вошедшее в как золотой век беларуси. в 1517 году профессор богословия виттенбергского университета мартин лютер провозгласил забытую в средние века библейскую истину, что человек оправдывается перед богом через веру в иисуса христа. проповедь лютера положила начало движению реформации, охватившем всю европу и оказавшем грандиозное влияние на жизнь всего мира. в том же 1517 году доктор лекарских наук франциск скарына из полоцка начал печатать в праге библии на старобеларуском языке. через несколько десятков лет князь андрей курбский заявит, что библии скарыны насквозь пропитаны "люторовой ересью", а архимандрит селява назовет беларуского первопечатника начинателем реформации в беларуси. реформация - это латинское слово, которое образуется присоединением приставки "ре-" к слову "формация". "формация" обозначает предание чему-либо определённой формы, а приставка "ре-" - что данное действие повторяется снова. таким образом, реформация - это возвращение первоначальной формы, первоначального образа. реформация - это возвращение к первоисточнику - библии, возвращение к божьему взгляду на церковь, на общество, на человека.
По арриану александр потерял 100 человек только среди гетайров и половину конского состава кавалерии гетайров, тысячу лошадей[18]. персов же пало по слухам до 30 тысяч человек, и ещё больше взято в плен. курций увеличивает число погибших персов до 40 тысяч и оценивает потери македонян в 300 человек[19].диодор сообщает о 500 погибших у македонян и 90 тысяч у персов, большое количество солдат александра, включая гефестиона, пердикку, манида и кена получили ранения[20]. неизвестный автор папируса[21] приводит потери македонян в 200 всадников и 1000 пехотинцев. сомнительно, чтобы победители подсчитывали трупы врагов на поле боя; собственные же потери искажены неопределенностью с тем, кого учитывали среди павших, только ли знатных македонян-гетайров, или павших из македонии, или всех, включая греков и варваров в рядах армии александра. консервативный подход позволяет оценить потери армии александра македонского в 1200 человек (из них 100 гетайров); персов погибло если и не 30 тысяч, то по меньшей мере в 10—20 раз больше, чем у македонян. после битвы при гавгамелах александру сдался вавилон и другие города персидской империи, причем персидские вельможи присягают на верность александру — новому повелителю азии. царь персов дарий iii бежал на восток в надежде собрать там армию, но был захвачен, а затем и убит собственным сатрапом бессом. персидская держава прекратила своё существование.