Вірш викликав неоднозначну реакцію громадськості. З одного боку, Кіплінгу було пред'явлено звинувачення в зневажливому ставленні до неєвропейських народів, в зображенні їх як недорозвинених, небезпечних, таких, що вимагають постійного контролю та до з боку «білих націй». У зв'язку з цим текст часто розглядався як расистський та проєвропейський-шовіністичний, як прикриття для проведення колонізаторської політики, в першу чергу Великою Британією, виправдовуючи її завоювання в Азії та в Африці гуманістичними міркуваннями. Ряд сучасників Кіплінга, наприклад Марк Твен, гостро критикували його позицію, позначену у вірші «Тягар Білих».
З іншого боку, у своєму не менше відомому вірші «Балада про Захід та Схід» Кіплінг показує себе тонким психологом і знавцем особливостей та проблематики складних взаємин культур Європи та Сходу, побудованих на абсолютно різних ідеологічних та світоглядних фундаментах. У цьому аспекті «Тягар Білих» розглядається також як спроба автора пробити глуху стіну нерозуміння, знайти спільну мову між різними расами та культурами, нехай і з погляду європейця-колонізатора. Під час оцінювання особистої позиції Кіплінга не можна не враховувати і той факт, що сам поет народився, виріс та прожив значну частину свого життя в колоніях, прекрасно знав і любив Схід і його мешканців (особливо Індію)
Начале XV в. в состав Османской империи уже входила значительная часть греческих земель — владений Византийской империи, а также Болгария и Македония. Большинство феодальных владений в западной части Балканского полуострова — в Сербии, греческих землях, Албании — оказалось в вассальной зависимости от турецкого султана. Вассалы платили дань и участвовали со своими войсками в турецких походах. Прилегающие к Адриатическому морю области Албании, Сербии и Далмации с крупными городами находились под властью Венецианской республики. Жизнь 1 на Балканах замирала. Многие города лежали в развалинах. Не желавшие примириться с турецким игом жители бежали в другие страны, уходили в леса и горы. В это тяжелое для албанского народа время в центре страны, в хорошо укрепленной крепости Круе, неожиданно появился с отрядом Георгий Скандербег, призывая народ к восстанию против турецких поработителей.
Сын одного из албанских феодалов — Ивана Кастриота, владевшего землями в Центральной Албании, Георгий вместе с братьями был отдан заложником турецкому султану Мурату II. При султанском дворе он был насильственно обращен в ислам (см. стр. 136) и получил новое имя Скандербег, или Искандер. Скандербег не забыл своего народа, своей роди ны. Глубоко в душе затаил он ненависть к туркам, ожидая удобного момента для бегства из стана врагов. В 1443 г. , когда венгерское войско, руководимое талантливым полководцем Яношем Гуниади, объединившись с сербскими отрядами, начало успешно продвигаться в глубь Балкан, Скандербег с вооруженным отрядом бежал от султана в Албанию.
Возвращение Скандербега на родину послужило сигналом к восстанию народа, давно ожидавшего возможности сбросить ненавистное турецкое иго. «Не я принес вам свободу. Я сам нашел ее среди вас, в ваших сердцах, в ваших помыслах, в ваших мечтах»,— говорил Скандер-бег. Вскоре центральная часть Албании с крепостью Круей была освобождена от турецкой власти. С этого времени в течение 25 лет албанский герой на удивление всей Европе возглавлял войну за независимость маленького народа, окруженного со всех сторон врагами. Скандербег сумел быстро объединить разрозненные силы албанцев и укрепить свою власть в стране. Он жестоко карал тех феодалов, которые изменяли родине. Весной 1444 г. Скандербег созвал в городе Леше собрание албанских феодалов и народных старейшин, на котором был создан Союз (Лига) для борьбы с турками. Вскоре ему удалось собрать средства, необходимые для снаряжения войска и укрепления ряда крепостей. Воинственные, свободолюбивые албанцы охотно вступали в армию, которая под руководством Скандербега начала успешно отражать набеги турок на пограничные области Албании.
Весть о победах албанского героя и его войска быстро разнеслась среди балканских народов и привлекла внимание европейских государств, которым также угрожало турецкое нашествие. Выдержавшая тяжелые схватки о турками-османами, Венгрия надеялась, что совместные с албанцами действия облегчат ее борьбу с Турцией. В противоположность этому Венецианская республика боялась, что независимая Албания будет угрожать захваченным венецианцами землям на Адриатике, где жили албанцы и славяне. Поэтому венецианский сенат с самого начала занял по отношению к Скандербегу враждебную позицию. Он пытался отколоть от Союза некоторых его членов и назначил награду тому, кто убьет албанского героя-полководца.
Вірш викликав неоднозначну реакцію громадськості. З одного боку, Кіплінгу було пред'явлено звинувачення в зневажливому ставленні до неєвропейських народів, в зображенні їх як недорозвинених, небезпечних, таких, що вимагають постійного контролю та до з боку «білих націй». У зв'язку з цим текст часто розглядався як расистський та проєвропейський-шовіністичний, як прикриття для проведення колонізаторської політики, в першу чергу Великою Британією, виправдовуючи її завоювання в Азії та в Африці гуманістичними міркуваннями. Ряд сучасників Кіплінга, наприклад Марк Твен, гостро критикували його позицію, позначену у вірші «Тягар Білих».
З іншого боку, у своєму не менше відомому вірші «Балада про Захід та Схід» Кіплінг показує себе тонким психологом і знавцем особливостей та проблематики складних взаємин культур Європи та Сходу, побудованих на абсолютно різних ідеологічних та світоглядних фундаментах. У цьому аспекті «Тягар Білих» розглядається також як спроба автора пробити глуху стіну нерозуміння, знайти спільну мову між різними расами та культурами, нехай і з погляду європейця-колонізатора. Під час оцінювання особистої позиції Кіплінга не можна не враховувати і той факт, що сам поет народився, виріс та прожив значну частину свого життя в колоніях, прекрасно знав і любив Схід і його мешканців (особливо Індію)
Сын одного из албанских феодалов — Ивана Кастриота, владевшего землями в Центральной Албании, Георгий вместе с братьями был отдан заложником турецкому султану Мурату II. При султанском дворе он был насильственно обращен в ислам (см. стр. 136) и получил новое имя Скандербег, или Искандер. Скандербег не забыл своего народа, своей роди ны. Глубоко в душе затаил он ненависть к туркам, ожидая удобного момента для бегства из стана врагов. В 1443 г. , когда венгерское войско, руководимое талантливым полководцем Яношем Гуниади, объединившись с сербскими отрядами, начало успешно продвигаться в глубь Балкан, Скандербег с вооруженным отрядом бежал от султана в Албанию.
Возвращение Скандербега на родину послужило сигналом к восстанию народа, давно ожидавшего возможности сбросить ненавистное турецкое иго. «Не я принес вам свободу. Я сам нашел ее среди вас, в ваших сердцах, в ваших помыслах, в ваших мечтах»,— говорил Скандер-бег. Вскоре центральная часть Албании с крепостью Круей была освобождена от турецкой власти. С этого времени в течение 25 лет албанский герой на удивление всей Европе возглавлял войну за независимость маленького народа, окруженного со всех сторон врагами. Скандербег сумел быстро объединить разрозненные силы албанцев и укрепить свою власть в стране. Он жестоко карал тех феодалов, которые изменяли родине. Весной 1444 г. Скандербег созвал в городе Леше собрание албанских феодалов и народных старейшин, на котором был создан Союз (Лига) для борьбы с турками. Вскоре ему удалось собрать средства, необходимые для снаряжения войска и укрепления ряда крепостей. Воинственные, свободолюбивые албанцы охотно вступали в армию, которая под руководством Скандербега начала успешно отражать набеги турок на пограничные области Албании.
Весть о победах албанского героя и его войска быстро разнеслась среди балканских народов и привлекла внимание европейских государств, которым также угрожало турецкое нашествие. Выдержавшая тяжелые схватки о турками-османами, Венгрия надеялась, что совместные с албанцами действия облегчат ее борьбу с Турцией. В противоположность этому Венецианская республика боялась, что независимая Албания будет угрожать захваченным венецианцами землям на Адриатике, где жили албанцы и славяне. Поэтому венецианский сенат с самого начала занял по отношению к Скандербегу враждебную позицию. Он пытался отколоть от Союза некоторых его членов и назначил награду тому, кто убьет албанского героя-полководца.