Промышленное развитие России привело к появлению особой категории городов, называемых монопрофильными или монопромышленными. В каждом из таких городов есть так называемое градообразующее предприятие. Нормативно-правовая база содержит различные положения, закрепляющие понятие градообразующих предприятий. Положение «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1994г. № 1001, определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% от общего числа работающих на предприятиях города либо имеющее на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% населения города.
Признаками монопрофильных городов являются: - наличие одного или двух-трех однотипных предприятий или предприятий одной технологической цепочки единого производственного процесса; - значительная удаленность города от других крупных населенных пунктов, что не дает возможности горожанам реализовать право выбора той или иной формы жизнедеятельности; - практически полная зависимость городского бюджета от градообразующего предприятия; - однотипный состав жителей по профессиональной направленности.
По разным оценкам в монопрофильных поселениях России в настоящее время проживает от 15 до 25 млн. человек, а число моногородов и соответствующих поселков городского типа составляет порядка 800-900. Большинство монопрофильных городов на настоящий момент находятся в кризисном состоянии, только в 10% таких городов создается положительная добавленная стоимость. Это связано с неэффективным функционированием их градообразующих предприятий. Управление развитием таких городов требует особого подхода, поскольку оно должно осуществляться в комплексе с развитием градообразующих предприятий.
Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности, торговлю и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия парализовать всю жизнедеятельность города. Процесс банкротства, селекции предприятий, идущий в стране, для монопрофильных поселений стал по существу вопросом селекции самих населенных пунктов, часть из которых перестала существовать, а ряд других потерял статус городских поселений.
Моногорода создавались по заказу государства для удовлетворения тех или иных потребностей, поэтому они особенно уязвимы от макрофакторов. Ранее у всех градообразующих предприятий был единственный заказчик – государство, в рыночных условиях необходимо добиваться заказов различных предприятий или даже государств. Конкуренция на глобальном уровне в мировом масштабе, информатизация, рост важности знания, новые технологии, мобильность населения – все это характеристики современного постиндустриального общества, в которых приходится выживать монопромышленным городам, многие из которых имеют сырьевую направленность предприятий. Однако, к моногородам относятся также и наукограды, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), города, градообразующие предприятия которых производят продукцию мирового значения с использованием пресловутых инновационных технологий.
Признаками монопрофильных городов являются:
- наличие одного или двух-трех однотипных предприятий или предприятий одной технологической цепочки единого производственного процесса;
- значительная удаленность города от других крупных населенных пунктов, что не дает возможности горожанам реализовать право выбора той или иной формы жизнедеятельности;
- практически полная зависимость городского бюджета от градообразующего предприятия;
- однотипный состав жителей по профессиональной направленности.
По разным оценкам в монопрофильных поселениях России в настоящее время проживает от 15 до 25 млн. человек, а число моногородов и соответствующих поселков городского типа составляет порядка 800-900.
Большинство монопрофильных городов на настоящий момент находятся в кризисном состоянии, только в 10% таких городов создается положительная добавленная стоимость. Это связано с неэффективным функционированием их градообразующих предприятий. Управление развитием таких городов требует особого подхода, поскольку оно должно осуществляться в комплексе с развитием градообразующих предприятий.
Если в городах с развитой многоотраслевой экономической базой падение объемов производства и сокращение рабочих мест на ряде предприятий в период кризиса вызывает переток занятых в другие отрасли промышленности, торговлю и сферу услуг, то в монопрофильных поселениях остановка градообразующего предприятия парализовать всю жизнедеятельность города. Процесс банкротства, селекции предприятий, идущий в стране, для монопрофильных поселений стал по существу вопросом селекции самих населенных пунктов, часть из которых перестала существовать, а ряд других потерял статус городских поселений.
Моногорода создавались по заказу государства для удовлетворения тех или иных потребностей, поэтому они особенно уязвимы от макрофакторов. Ранее у всех градообразующих предприятий был единственный заказчик – государство, в рыночных условиях необходимо добиваться заказов различных предприятий или даже государств. Конкуренция на глобальном уровне в мировом масштабе, информатизация, рост важности знания, новые технологии, мобильность населения – все это характеристики современного постиндустриального общества, в которых приходится выживать монопромышленным городам, многие из которых имеют сырьевую направленность предприятий. Однако, к моногородам относятся также и наукограды, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), города, градообразующие предприятия которых производят продукцию мирового значения с использованием пресловутых инновационных технологий.