В основу идей Декларации прав человека и гражданина положена концепция равноправия и свободы, принадлежащей каждому от рождения. Естественными правами человека и гражданина объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению 1. Люди рождаются и пребывают свободными и равными в правах. Общественные отличия могут быть основаны только на общей пользе.2. Цель всякого политического союза есть охрана естественных и неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.3. Начало всякого суверенитета заключается, по существу, в народе. Никакое лицо, ни совокупность лиц не может осуществлять власти, которая бы не проистекала, положительным образом, от народа.4. Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же самыми правами. Эти пределы могут быть установлены лишь Законом.5. Закон имеет право запрещать только вредные для общества действия. Что не запрещено Законом, тому нельзя препятствовать, и никого нельзя принуждать делать того, чего Закон не предписывает.6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать, лично или через своих представителей, в его составлении. Он должен быть одинаков для всех, покровительствует ли он или карает. Все граждане равны в его глазах и потому имеют равный доступ ко всякому общественному сану, месту и должности, сообразно своим и без всякого иного отличия, как только по добродетелям и талантам.7. Ни один человек не может быть подвергнут обвинению, задержанию или заключению, иначе как в определенных Законом случаях и согласно предписанным им формам. Кто испрашивает, изготовляет, исполняет или заставляет исполнять произвольные приказы, подлежит наказанию; но всякий гражданин, вызываемый или задерживаемый в силу Закона, должен немедленно повиноваться: сопротивляясь, он совершает преступление.8. Закон должен установлять только строго и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, изданного и обнародованного до совершения проступка и законным образом примененного.
Еще в 1601 году в Речи Посполитой появился беглый монах Григорий От-репьев, выдававший себя за чудесно царевича Дмитрия. Перейдя вкатоличество и посулив польскому королю Сигизмунду III Смоленск и Черниго-во-Северскую землю, а воеводе Мнишеку - Псков и Новгород, он сумел получитьправо набрать в Польше добровольцев для похода на Москву. В 1604 году с че-тырьмя тысячами поляков, русских дворян-эмигрантов Лжедмитрий переправилсячерез Дон.Крестьянство, уверенное, что наконец-то появился "добрый царь"," ", несло его к престолу. После внезапной смерти Годунова в апреле1605 года на сторону самозванца стали переходить и московские воеводы.20июня 1605 года Лжедмитрий торжественно въехал в Москву и стал царем России. Однако, несмотря на некоторые сильные личные качества и определеннуюпопулярность среди войск и населения, укрепиться Лжедмитрию на престоле неудалось. Он не сумел заручиться поддержкой ни одной из реальных социаль-но-политических сил. Желая привлечь на свою сторону русское дворянство,Лжедмитрий щедро раздавал земли и деньги. Не решился он восстановить и Юрь-ев день. Православная церковь относилась к царю-католику настороженно. Бес-чинства поляков в Москве вызвали острое недовольство. 17 мая 1606 года Лже-дмитрий I был убит.Импровизированный Земский сбор выбрал на царство Шуйского. Кре-стьянство продолжало активные выступления против крепостничества и ухудше-ния своего положения. Часть феодалов, поддерживавших Лжедмитрия I, была не-довольна избранием на царство Шуйского. Летом 1606 во главе так называемойкрестьянской войны встал Болотников, называвший себя "воеводой царя ДмитрияИвановича". Осенью 1606 года войска Болотникова осадили Москву, а осенью1607 года царским войскам удалось окончательно разгромить Болотникова. Подавление крестьянской войны мало что изменило в стране. Прави-тельство Шуйского пыталось лавировать, с одной стороны, улучшая положениехолопов, с другой - устанавливая 15-летний срок сыска беглых крестьян. Ма-невры "верхов" привели к тому, что ими оставались недовольны и помещики икрестьяне. В 1607 году на Брянщине появился молодой человек, объявивший се-бя царем Дмитрием. В отличие от Лжедмитрия I, с самого началаЛжедмитрий II был ставленником польских феодалов.В 1608 году Лжедмитрий II с войском двинулся к Москве. Дойдя до сто-лицы, самозванец засел в Тушине, где начала действовать своя Боярская думаи свой "патриарх" - ростовский митрополит Филарет. В феврале 1609 года правительство Шуйского заключило договор о союзесо Швецией, надеясь на ее в борьбе с тушинцами. Однако шведы сразупопытались захватить Новгород. В то же время этот договор дал повод Польшедля начала открытой интервенции. 17 июля 1610 года бояре потребовали, чтобыШуйский отрекся от престола; в Москве стали править 7 бояр -"семибоярщина". Напуганные размахом крестьянского движения и ростом анар-хии, московские бояре заключили договор с Польским королевичем Владиславомо "призвании его на царство". Иностранный гнет не устраивал ни крестьянство, ни дворянство.