При равенстве многих условий решающее значение имели действия московских и тверских князей – кто окажется более сильным, хитрым, изворотливым, дальновидным. Важнейшую роль должна была сыграть поддержка церковью того или иного князя.
Родоначальник династии московских князей, младший сын Александра Невского Даниил Московский (1276–1303) был по характеру бережливым хозяином. Он расширил пределы своего княжества. Даниил основал старейший московский монастырь, носящий его имя, упорядочил сбор княжеской дани. За славой он не гонялся, и ярлык на великое княжение принадлежал тогда более знатным и сильным тверским князьям. Но его старший сын Юрий Данилович (1303–1325) ради заветного ярлыка готов был на любой подвиг или преступление. Не щадя соседей, он завоевывал для Москвы новые земли.
Юрий Данилович женился на ордынской красавице – сестре хана Узбека – и получил от него желанный великокняжеский титул. Однако вскоре, разоряя тверские земли, он был разбит мужественным и решительным князем Михаилом Ярославичем Тверским. При этом молодая жена Юрия попала в плен и вскоре умерла в Твери. Юрий написал донос в Орду о том, что ханская сестра была отравлена. Разгневанный Узбек, угрожая карательным походом, вызвал Михаила Ярославича на суд, что означало верную смерть. Тверской князь решился ехать и сказал на исповеди: «…умыслил положить душу свою за отечество, избавив множество [людей] от смерти своей кровью».
Но Юрию недолго пришлось торжествовать. В 1325 году сын казненного – Дмитрий Грозные Очи – убил Юрия в Орде прямо перед ханским троном. Хан казнил убийцу, но великокняжеский ярлык у московских князей отобрал.
Самым удачливым московским князем стал второй сын Даниила – Иван Калита (1325–1340). В 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против ханских баскаков. Владевший великокняжеским ярлыком тверской князь Александр Михайлович присоединился к восставшим. Иван Калита принял участие в карательном походе золотоордынских войск на Тверь и в разгроме восстания. За это хан Узбек передал ему ярлык на великое княжение. Строгой покорностью «ордынскому царю», щедрыми подарками Ивану Калите удалось заслужить полное доверие ордынских властей. Прекратились беспорядочные набеги на русские земли. Не зная ордынских насилий, подрастало новое поколение, готовое к борьбе за свободу. Хан Узбек настолько доверял Ивану, что передал ему сбор ежегодной ордынской дани. Получив это право, Иван Данилович часть собранных со всей Руси средств стал оставлять в московской казне. Так он сделал свое княжество самым богатым на Руси. За это его прозвали «Калитой» (денежным мешком). На полученные деньги он сумел купить у соседей немало земель. Иван Калита подчинил своему влиянию Ростовское княжество и Новгород Великий, назначив туда своих наместников. В Москве в 1339-1340 гг. был построен новый дубовый Кремль.
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хо-зяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяй-стве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневеко-вья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоя-тельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принад-лежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, осо-бенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабо-го развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, свя-занный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой сте-пенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну се-мью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к оп-ределенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дво-рянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торгов-цы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
При равенстве многих условий решающее значение имели действия московских и тверских князей – кто окажется более сильным, хитрым, изворотливым, дальновидным. Важнейшую роль должна была сыграть поддержка церковью того или иного князя.
Родоначальник династии московских князей, младший сын Александра Невского Даниил Московский (1276–1303) был по характеру бережливым хозяином. Он расширил пределы своего княжества. Даниил основал старейший московский монастырь, носящий его имя, упорядочил сбор княжеской дани. За славой он не гонялся, и ярлык на великое княжение принадлежал тогда более знатным и сильным тверским князьям. Но его старший сын Юрий Данилович (1303–1325) ради заветного ярлыка готов был на любой подвиг или преступление. Не щадя соседей, он завоевывал для Москвы новые земли.
Юрий Данилович женился на ордынской красавице – сестре хана Узбека – и получил от него желанный великокняжеский титул. Однако вскоре, разоряя тверские земли, он был разбит мужественным и решительным князем Михаилом Ярославичем Тверским. При этом молодая жена Юрия попала в плен и вскоре умерла в Твери. Юрий написал донос в Орду о том, что ханская сестра была отравлена. Разгневанный Узбек, угрожая карательным походом, вызвал Михаила Ярославича на суд, что означало верную смерть. Тверской князь решился ехать и сказал на исповеди: «…умыслил положить душу свою за отечество, избавив множество [людей] от смерти своей кровью».
Но Юрию недолго пришлось торжествовать. В 1325 году сын казненного – Дмитрий Грозные Очи – убил Юрия в Орде прямо перед ханским троном. Хан казнил убийцу, но великокняжеский ярлык у московских князей отобрал.
Самым удачливым московским князем стал второй сын Даниила – Иван Калита (1325–1340). В 1327 году в Твери вспыхнуло народное восстание против ханских баскаков. Владевший великокняжеским ярлыком тверской князь Александр Михайлович присоединился к восставшим. Иван Калита принял участие в карательном походе золотоордынских войск на Тверь и в разгроме восстания. За это хан Узбек передал ему ярлык на великое княжение. Строгой покорностью «ордынскому царю», щедрыми подарками Ивану Калите удалось заслужить полное доверие ордынских властей. Прекратились беспорядочные набеги на русские земли. Не зная ордынских насилий, подрастало новое поколение, готовое к борьбе за свободу. Хан Узбек настолько доверял Ивану, что передал ему сбор ежегодной ордынской дани. Получив это право, Иван Данилович часть собранных со всей Руси средств стал оставлять в московской казне. Так он сделал свое княжество самым богатым на Руси. За это его прозвали «Калитой» (денежным мешком). На полученные деньги он сумел купить у соседей немало земель. Иван Калита подчинил своему влиянию Ростовское княжество и Новгород Великий, назначив туда своих наместников. В Москве в 1339-1340 гг. был построен новый дубовый Кремль.
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хо-зяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяй-стве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневеко-вья жила вне города. Если для античной Европы города были очень важны – они были самостоя-тельными центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принад-лежность человека к городу определяла его гражданские права, то в Средневековой Европе, осо-бенно в первые семь веков, роль городов была незначительной, хотя с течением времени влияние городов усиливается.
Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабо-го развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, свя-занный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближний (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой сте-пенью идеологизации общества.
Если в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну се-мью, складывания единой европейской цивилизации.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области культуры и религии прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Если в античной Европе право владеть землей определялось для свободного человека его национальностью – фактом его рождения в данном полисе и вытекающими из этого гражданскими правами, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к оп-ределенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дво-рянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торгов-цы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Объяснение: