Нельзя сказать, что попытки преобразований, предпринятые Ю.В.Андроповым, не дали никаких результатов. В этот период усилия партии и народа были направлены на поиск новых путей совершенствования развитого социализма, приумножения экономического могущества страны, повышения жизненного уровня трудящихся, укрепление трудовой дисциплины, организованности и ответственности на всех участках работы. Коллективно выработанные Центральным Комитетом КПСС решения встретили полную поддержку в партии и в народе, принесли немало позитивных перемен.
При Брежневе начала происходить смена политического курса, возврат к скрытому сталинизму.
1977 – принятие Конституции СССР (концепция развитого социализма). В ней прослеживались законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе (ст. 6), фактическая подмена партийным аппаратом советских органов государственной власти.
Яркими примерами возникновения форм протеста и несогласия в обществе являются появление «Самиздата неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР) и движения диссидентов (национальное, религиозное, правозащитное).
Сущность экономической реформы 1965 г. заключается в возврате к отраслевой системе управления промышленностью и внедрении элементов хозрасчета в деятельность предприятий при сохранении административно-командной системы. Реформа содержала оценку экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции, создание из части прибыли фондов экономического стимулирования, внедрение элементов оптовой торговли. Однако реформа оказалась неудачной, т.к. она не затронула основ экономического базиса советской системы, отсутствовала поддержка со стороны партийного руководства, существовал приоритет идеологии над экономикой и противоречия между директивным ведомственном управлением и элементами самостоятельности предприятий.
Существование кризисных явлений в экономической сфере вызвано неэффективностью советской экономической системы, господством административно-командной системы, отсутствием у населения реальных экономических стимулов к труду, господством государственной и отсутствие частной собственности, отсутствием нормальной конкуренто экономической среды и отрицанием основ рыночного хозяйства.
Так же наблюдался кризис в социальной и духовной сферах (1965-1985). Это выражалось в преобладании уравнительного принципа в распределении материальных благ среди основной массы населения, остаточном принципе выделения средств на социальные нужды, существовании особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры при распределении материальных благ, прогрессирующем рассогласовании интересов различных социальных групп, росте негативных явлений в социальной сфере, диктате атеизма и забвении религии, утрате об-вом нравственных ориентиров, господстве марксистско-ленинской идеологии и подавлении инакомыслия.
Внешняя политика СССР в 1965-85 гг. характеризовалась реализацией трех основных задач в области международных отношений в соответствии с советской внешнеполитической доктриной:
1) устранение угрозы распада социалистического лагеря и тесное его сплочение в политическом, экономическом и военном отношении (1968 – ввод войск ОВД в Чехословакию и подавление «пражской весны», «Доктрина Брежнева» об «ограниченном суверенитете» социалистических стран в условиях опасности Вьетнаму во время агрессии США, углубление военно-политического (ОВД) и экономического (СЭВ) сотрудничества)
2) поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов (политическая поддержка, экономическая и военная странам Азии и Африки, с дек. 1979 – Советская интервенция в Афганистан, 1965 и 1969 – международное совещание коммунистических и рабочих партий)
3) нормализация отношений между Востоком и Западом (разрядка международной напряженности и ее пределы (достижение военного приоритета СССР – США, ОВД – НАТО, 1968 – Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США, Великобританией, 1972 – Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1)
Осуществлялась программа мира – инициативы XXIV (1971) и XXV (1976) съездов КПСС. Укрепление безопасности в Европе:
1) 1972-5 – Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписание договоров СССР с ФРГ, ФРГ с ПНР, ФРГ с ГДР.
2) Активное участие СССР (заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – Хельсинки 1,08,1975 – Европа, США, Канада; конец разрядки и нагнетания напряженности – к. 70-х по н. 80-х гг. – ввод советских войск в Афганистан, новый виток гонки вооружения).
В итоге можно считать успешной продажу за рубеж нефти, алмазов и леса с высокими закупочными ценами, хотя это негативно сказалось на другом производстве. Уравниловка оплаты труда не является положительным моментом. Более того, в конце 60-х СССР среди стран соцлагеря считался лидером в производстве радиоэлектроники. Брежневские нефтяные деньги действительно шли в народ. Существовало множество бесплатных детских кружков, полностью обеспеченных матчастью, в каждой деревне было по библиотеке, любой колхоз снабжался любой техникой по первому же требованию. Школы и больницы тоже не испытывали проблем с оборудованием. В конце концов последствием политики Брежнева явился застой.
Нельзя сказать, что попытки преобразований, предпринятые Ю.В.Андроповым, не дали никаких результатов. В этот период усилия партии и народа были направлены на поиск новых путей совершенствования развитого социализма, приумножения экономического могущества страны, повышения жизненного уровня трудящихся, укрепление трудовой дисциплины, организованности и ответственности на всех участках работы. Коллективно выработанные Центральным Комитетом КПСС решения встретили полную поддержку в партии и в народе, принесли немало позитивных перемен.
О! Я себе недавно составляла:
При Брежневе начала происходить смена политического курса, возврат к скрытому сталинизму.
1977 – принятие Конституции СССР (концепция развитого социализма). В ней прослеживались законодательное закрепление руководящей роли КПСС в обществе (ст. 6), фактическая подмена партийным аппаратом советских органов государственной власти.
Яркими примерами возникновения форм протеста и несогласия в обществе являются появление «Самиздата неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, а также религиозных и публицистических текстов в СССР) и движения диссидентов (национальное, религиозное, правозащитное).
Сущность экономической реформы 1965 г. заключается в возврате к отраслевой системе управления промышленностью и внедрении элементов хозрасчета в деятельность предприятий при сохранении административно-командной системы. Реформа содержала оценку экономической деятельности не по валовой, а по реализованной продукции, создание из части прибыли фондов экономического стимулирования, внедрение элементов оптовой торговли. Однако реформа оказалась неудачной, т.к. она не затронула основ экономического базиса советской системы, отсутствовала поддержка со стороны партийного руководства, существовал приоритет идеологии над экономикой и противоречия между директивным ведомственном управлением и элементами самостоятельности предприятий.
Существование кризисных явлений в экономической сфере вызвано неэффективностью советской экономической системы, господством административно-командной системы, отсутствием у населения реальных экономических стимулов к труду, господством государственной и отсутствие частной собственности, отсутствием нормальной конкуренто экономической среды и отрицанием основ рыночного хозяйства.
Так же наблюдался кризис в социальной и духовной сферах (1965-1985). Это выражалось в преобладании уравнительного принципа в распределении материальных благ среди основной массы населения, остаточном принципе выделения средств на социальные нужды, существовании особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры при распределении материальных благ, прогрессирующем рассогласовании интересов различных социальных групп, росте негативных явлений в социальной сфере, диктате атеизма и забвении религии, утрате об-вом нравственных ориентиров, господстве марксистско-ленинской идеологии и подавлении инакомыслия.
Внешняя политика СССР в 1965-85 гг. характеризовалась реализацией трех основных задач в области международных отношений в соответствии с советской внешнеполитической доктриной:
1) устранение угрозы распада социалистического лагеря и тесное его сплочение в политическом, экономическом и военном отношении (1968 – ввод войск ОВД в Чехословакию и подавление «пражской весны», «Доктрина Брежнева» об «ограниченном суверенитете» социалистических стран в условиях опасности Вьетнаму во время агрессии США, углубление военно-политического (ОВД) и экономического (СЭВ) сотрудничества)
2) поддержка коммунистических, национально-освободительных и просоветских движений и режимов (политическая поддержка, экономическая и военная странам Азии и Африки, с дек. 1979 – Советская интервенция в Афганистан, 1965 и 1969 – международное совещание коммунистических и рабочих партий)
3) нормализация отношений между Востоком и Западом (разрядка международной напряженности и ее пределы (достижение военного приоритета СССР – США, ОВД – НАТО, 1968 – Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США, Великобританией, 1972 – Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1)
Осуществлялась программа мира – инициативы XXIV (1971) и XXV (1976) съездов КПСС. Укрепление безопасности в Европе:
1) 1972-5 – Европейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Подписание договоров СССР с ФРГ, ФРГ с ПНР, ФРГ с ГДР.
2) Активное участие СССР (заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – Хельсинки 1,08,1975 – Европа, США, Канада; конец разрядки и нагнетания напряженности – к. 70-х по н. 80-х гг. – ввод советских войск в Афганистан, новый виток гонки вооружения).
В итоге можно считать успешной продажу за рубеж нефти, алмазов и леса с высокими закупочными ценами, хотя это негативно сказалось на другом производстве. Уравниловка оплаты труда не является положительным моментом. Более того, в конце 60-х СССР среди стран соцлагеря считался лидером в производстве радиоэлектроники. Брежневские нефтяные деньги действительно шли в народ. Существовало множество бесплатных детских кружков, полностью обеспеченных матчастью, в каждой деревне было по библиотеке, любой колхоз снабжался любой техникой по первому же требованию. Школы и больницы тоже не испытывали проблем с оборудованием. В конце концов последствием политики Брежнева явился застой.