Василий I (1371—1425), великий князь московский с 1389, старший сын Дмитрия Донского. Известен политикой объединения рус. земель вокруг Московского княжества, к к-рому он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, Бежецкий Верх, Вологду, Устюг и земли коми. Во время княжения В. I рус. народ боролся против литов. и татаро-монг. захватчиков, В. I неоднократ- но возглавлял походы рус. войск. Отказался от уплаты дани Золотой Орде. Угроза нападения со стороны Золотой Орды вынудила В. I заключить в 1392 союз с литовским кн. Витовтом, но союз был нарушен Литвой, захватившей в 1403—04 Вязьму и Смоленск. В 1408 татарский хан Едигей предпринял поход на Русь и подошёл к Москве. В. I, оставив в осаждённой Москве «воевод и многое множество народа» , отправился в Кострому собирать войско. Упорная оборона москвичей вынудила Едигея, простоявшего с войском месяц под моек, стенами, отступить. Едигею не удалось разбить войска великого князя и под Костромой. Опустошив во время похода значит, тер. Руси, татары вынудили В. I вновь платить дань Орде, но не добились своей главной цели — восстановления власти Золотой Орды над Русью.
Установление монополии на ЖД перевозки дало отсутствие "пробок" и проблемы с пересадками от одного перевозчика к другому. А изменение размера ЖД колеи (в европе она более узкая) создало препятствие для врага при перевозке войск, техники и припасов в случае войны. Врагам приходилось бы перегружать груз из своих вагонов (для узкой колеи) в российские вагоны (для широкой колеи). А это большая потеря времени, да и наших вагонов и паровозов у врага нет, их ещё где-то раздобыть надо. Эта хитрость Александра III очень даже во второй мировой войне, так как у немцев не было нужных вагонов и паровозов и продвижение грузов по железной дороге сильно затруднялось. Вот так как-то.
Вот так как-то.