Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали. В этом во им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается во о монастырских вотчинах и вообще имущественными во различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других во Данный спор, окончившийся победой иосифлян, имел важное значение для Русской церкви.
Значение полемики о монастырских имуществах выходит за рамки во монашеской аскезы. Многие исследователи, в частности Нина Синицына, рассматривают нестяжательство не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, характерный для русского менталитета и развивавшийся под влиянием старчества: «Значение проповеди нестяжания как составной части монашеского аскетического идеала — в её влиянии на „мирское“ общество, на такую черту русского национального менталитета, как отношение к собственности и к использованию чужого труда»[1].
Сами нестяжатели, как и иосифляне, судя по сохранившемся документам, почти не использовали этот термин. Известны два случая употребления этого слова в данном смысле: Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный»; нестяжателем назвал опального князя Вассиана (Патрикеева) сосланный новгородский инок Зиновий Отенский, выступая с критикой против него. Лишь в конце XIX века этот термин был введён в употребление; он устоялся и стал привычен. Однако следует учесть, что личное нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосифо-Волоцкого) было радикальнее, чем скитских монахов, так как имущество в общежительном монастыре является общим, и это исключает необходимость личного имущества, в скиту же по самим условиям жизни наличие в личной собственности каких-либо предметов — неизбежно, поэтому ряд авторов (Николай Никольский, Яков Лурье, Екатерина Романенко и др.) высказываются за условность термина «нестяжатели».
ответ: в конце xv – первой половине xvi вв. во франции правила династия валуа. в это же время завершается собирание французских земель и франция становится одним из крупнейших и сильнейших государств европы. в xvi веке франция эволюционирует от сословно-представительной к абсолютной монархии. сословно-представительный орган – генеральные штаты – утрачивает свое значение, хотя и продолжает существовать. более всего власть французского короля ограничивали парламенты – высшие судебные органы в провинциях. особенностью французского абсолютизма было увеличение численности бюрократии. в 1540-е гг. во францию проникают идеи кальвинизма. они получают поддержку на юге страны, удаленного от парижа, где политическое лидерство было в руках шатильонов, бурбонов и конде – принцев крови, претендующих на французский престол. на севере формируется политическая группа католиков во главе с семейством гизов, также претендовавших на престол. результатом конфессионального раскола страны стали религиозные войны во франции, продолжавшиеся более 30 лет – с 1562 по 1598 гг. итогом религиозного противостояния стало заключение в 1598 году нантского эдикта, согласно которому официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты (французские протестанты) получили право исповедовать свою религию и занимать государственные должности. нантский эдикт был отменен людовиком xiv.
Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI веков, появление которого связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали. В этом во им противостояли иосифляне, однако спор между ними не исчерпывается во о монастырских вотчинах и вообще имущественными во различия во взглядах касались отношения к раскаявшимся еретикам, отношении к поместному (национальному) и общецерковному преданию, ряду других во Данный спор, окончившийся победой иосифлян, имел важное значение для Русской церкви.
Значение полемики о монастырских имуществах выходит за рамки во монашеской аскезы. Многие исследователи, в частности Нина Синицына, рассматривают нестяжательство не только как аскетическую норму, но и как этический принцип, характерный для русского менталитета и развивавшийся под влиянием старчества: «Значение проповеди нестяжания как составной части монашеского аскетического идеала — в её влиянии на „мирское“ общество, на такую черту русского национального менталитета, как отношение к собственности и к использованию чужого труда»[1].
Сами нестяжатели, как и иосифляне, судя по сохранившемся документам, почти не использовали этот термин. Известны два случая употребления этого слова в данном смысле: Максим Грек в 1520-х годах написал диалог, в котором о монастырских богатствах спорят «Нестяжательный» и «Любостяжательный»; нестяжателем назвал опального князя Вассиана (Патрикеева) сосланный новгородский инок Зиновий Отенский, выступая с критикой против него. Лишь в конце XIX века этот термин был введён в употребление; он устоялся и стал привычен. Однако следует учесть, что личное нестяжательство иноков крупных общежительных монастырей (в том числе и Иосифо-Волоцкого) было радикальнее, чем скитских монахов, так как имущество в общежительном монастыре является общим, и это исключает необходимость личного имущества, в скиту же по самим условиям жизни наличие в личной собственности каких-либо предметов — неизбежно, поэтому ряд авторов (Николай Никольский, Яков Лурье, Екатерина Романенко и др.) высказываются за условность термина «нестяжатели».
ответ: в конце xv – первой половине xvi вв. во франции правила династия валуа. в это же время завершается собирание французских земель и франция становится одним из крупнейших и сильнейших государств европы. в xvi веке франция эволюционирует от сословно-представительной к абсолютной монархии. сословно-представительный орган – генеральные штаты – утрачивает свое значение, хотя и продолжает существовать. более всего власть французского короля ограничивали парламенты – высшие судебные органы в провинциях. особенностью французского абсолютизма было увеличение численности бюрократии. в 1540-е гг. во францию проникают идеи кальвинизма. они получают поддержку на юге страны, удаленного от парижа, где политическое лидерство было в руках шатильонов, бурбонов и конде – принцев крови, претендующих на французский престол. на севере формируется политическая группа католиков во главе с семейством гизов, также претендовавших на престол. результатом конфессионального раскола страны стали религиозные войны во франции, продолжавшиеся более 30 лет – с 1562 по 1598 гг. итогом религиозного противостояния стало заключение в 1598 году нантского эдикта, согласно которому официальной религией провозглашалось католичество, но гугеноты (французские протестанты) получили право исповедовать свою религию и занимать государственные должности. нантский эдикт был отменен людовиком xiv.
объяснение: