Средневековое искусство возникло и существовало на почве феодализма, более прогрессивной общественной формации по сравнению с рабовладельческим строем. Утверждение феодализма сопровождалось развитием местных производительных сил, распространением культурных завоеваний в отдаленные от больших центров города и селения. Культура проникает в широкие слои народа глубже, чем в древнем мире, в искусстве сильнее ощущаются народные веяния. В средние века были заложены основы национальных культур, национального искусства, возникло множество местных школ. Это было время расцвета безымянного народного искусства; неистощимая фантазия народа особенно ярко проявлялась в расцвете декоративных форм и прикладного искусства, на почве которых возникает монументальное синтетическое искусство.Искусство средних веков обращается ко всему народу. Античного раба, стоящего вне гражданской и духовной жизни общества, сменил крепостной крестьянин, который при своем бесправии все же признавался членом гражданского коллектива. Сознание народных масс изменилось. Мысль о равенстве людей, зародившаяся в период кризиса рабовладельческой системы, возрождается в средневековых ересях, которые вспыхивали повсеместно, захватывая огромные области. Средневековое крестьянство, объединенное в общины, горожане — в городские коммуны, сплоченно выступали против феодалов. Внутри феодального общества зрели силы, которые привели его к разрушению, а вместе с тем и к рождению нового общественного уклада.Религиозные догматы христианства, буддизма, мусульманства накладывали печать на философию, мораль, нравственные представления. Религии средневековья освещали феодальный строй с его сословной иерархией, оправдывали страдания народа. Однако в недрах средневековой схоластики, в спорах философов Западной Европы, в науке народов Ближнего и Среднего Востока, в борьбе религиозных течений Китая и Индии раскрывались новые важные стороны восприятия мира, углублялось его познание х. На смену представлению о мире, как о чем-то завершенном и гармоничном, приходит восприятие действительности в ее драматической сложности.