С середины XIX века наступает новый этап в экономическом развитии Вязьмы. Увеличивается число предприятии, особенно по переработке сельскохозяйственного сырья. Строились железные дороги, проходящие через город. Оживилась торговля.Если промышленный и торговый уровень Вязьмы, был сравнительно высоким, то о ее культурном и социальном развитии этого сказать нельзя. Вязьма была типичным мещанским городом, какими являлись тогда все смоленские города. Более трех четвертей ее населения составляли ремесленники, кустари, мелкие домовладельцы и торговцы.
Как жили горожане. Обычно население средневекового города не превышало 5-6 тысяч человек, а часто было и того меньше - 1- 2 тысячи. Большими считались города в 40-50 тысяч жителей (Любек, Гамбург и ряд других). Лишь немногие города Западной Европы, та¬кие, как Лондон, Константинополь, Париж, насчитывали до 100-200 тысяч жителей. Хотя главным занятием горожан были ремесла, торговля, сфера обслуживания (кабаки, трактиры, гостиницы, бани, строительные артели и т. п.), жители города еще долго не порывали с сельским хозяйством. Город защищал себя мощными стенами, с бойницами и укрепленными воротами. Он выглядел как настоящая крепость (по-немецки - «бург»), поэтому горожан называли в Средние века бюргерами. За городскими стенами простирались возделанные поля, сады и огороды, пастбища. Нередко горожане владели и пашнями. Луга и огороды часто располагались и в пределах города, по улицам бродили свиньи. Горожанам было тесно на небольшом пространстве, зажатом кольцом стен. Ширина главных улиц не превышала 7-8 м, а переулков - 1-2 м. В Брюсселе одна из улиц называлась «Улица одного человека» - двое не могли на ней разминуться. Дома строили в два-три этажа, верхние этажи нависали над нижними. Средневековые дома не имели номеров, их заменяли фигурки, обозначавшие занятие владельца: сапог или башмак у сапожника, крендель у пекаря. Большинство домов в городе были деревянными. Во время частых пожаров выгорали целые кварталы. Почти во всех городах Западной Европы до конца Средних веков не было мостовых и уличного освещения, водопровода и канализации нередко выливали на улицу, на головы зазевавшихся прохожих. Скопившиеся груды мусора и нечистот сбрасывались в реки и рвы. Водосточные канавы и вывоз мусора повозками появились в крупных городах в XIV веке. Раньше всего улицы стали мостить камнем в крупных городах Франции и Португалии. В большинстве городов Европы мостовых не было. В дождливое время на улицах стояли огромные лужи. Согласно легенде, в одной из таких луж Парижа утонул всадник с конем. Из-за тесноты и грязи часто распространялись заразные болезни, от которых погибали жители целых городов. Центром города была небольшая рыночная площадь, с городскими весами, фонтаном, где горожане поили лошадей. На этой площади казнили или привязывали к «позорному столбу» преступников. Поблизости высилась главная городская церковь - собор, обычно самое красивое здание в городе; к двери собора нередко прибивали «локоть» - образцовую меру длины для тканей в виде палки длиной в полметра. На рыночной площади горожане сооружали ратушу - здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В ратуше размещались зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал. В городах возводились и другие общественные здания: крытые рынки, торговые склады, больницы, учебные заведения, мастерские (оружейные, монетные, кирпичные), дома городских сообществ.