Сравните развитие Владимиро-Суздальского и Новгородского княжеств в сер. XII-сер. XIII веков. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия.
1) князь и дружина выполняли военную функцию оборонять земли в случае нападения врагов
2) большую роль в управлении играло вече
3) основным занятием населения было земледелие
4) архитектура и живопись активно развивались и достигли высокого уровня
запишите черты сходства и черты различия.
Основными сторонниками объединения стали городские торговцы и ремесленники. Этим движением руководил Мухаммад ибн Абдаллах ( 570—632). Движение началось с призыва к единой вере. В обращении Мухаммада к религиозному творчеству была своя логика. Он стремился выработать такое миропонимание, которое позволяло бы человеку и в условиях социальной несправедливости ощущать ценность и смысл жизни. Он хотел открыть основные принципы бытия, справедливые для всех времен и народов, принципы, которые определяли бы наилучшее устройство общества, поведение личности. Мухаммад, проповедуя единобожие, последовательно изгонял любые черты какого-либо сходства Бога с человеком и тем самым полностью очищал идею о едином Боге от всех и всяческих следов идолопоклонничества. Он настаивал, что все мусульмане составляют один народ — единое сообщество, не знающее деления на племена и кланы. Таким образом, учение о едином Боге устраняло главные мотивы межплеменной и внутренней вражды, утверждало единство и общественное равенство верующих на интернациональной основе. Замена многобожия верой в единого Бога была выгодна всем, кого стесняли пережитки родового строя, кто рвался на более широкую арену жизненной борьбы.
В историю эта новая религия вошла под названием ислам, что значит "покорный", "верный", "склонивший голову". Последователи Мухаммада, приняв ислам, называли себя муслимами - правоверными. Мухаммад, не добившись успеха в своем родном городе, вынужден был покинуть Мекку и переехать в Ясриб (Медину). Это произошло 16 июля 622 года.
С этого дня начинается хиджра — мусульманское летосчисление, принятое на исламском Востоке. Таким образом, учение о едином Боге, возникшее в Мекке, перебирается в Медину, которая превращается в центр борьбы за ислам.
После смерти Мухаммада, его халифами, или преемниками, были объявлены сначала Абу Бакр ( 632—634), затем Омар (634—644), Осман (644—656) и Али (656—661). В истории эти халифы известны как правоверные халифы. Они неуклонно продолжали дело, начатое Мухаммадом. В период их правления исламская религия полностью победила в Аравии. Образовалось централизованное мусульманское государство — Арабский халифат, которое завоевало Египет, Сирию, Ирак и часть Византии. Ислам стал одной из мировых религий. Несомненно, что в принятии арабскими племенами новой религии, в их политическом объединении большую роль сыграла священная книга — Коран — богатейший и уникальный источник новой мусульманской идеологии, вобравший в себя правовые и этические требования, законы и нормы поведения.
Арабский халифат продолжал военные действия и на Западе, и на Востоке. Под сильным натиском арабских войск пал сасанидский Иран. В 651 году иранский шах Йездегерд III был убит, и Сасанидское государство, существовавшее на протяжении почти пяти веков, было уничтожено. В тот же год арабы без боя заняли город Мерв. Укрепившись, они стали готовиться к захвату богатых областей, расположенных за Амударьей.
Рабство было одной из проблем, которая рождала противоречия между северными и южными штатами. Рабовладельческое хозяйство тоже было рыночным, производимый хлопок являлся товаром, товаром были и сами рабы. Но крайне низкий, примитивный уровень техники и агрономии, являющийся следствием подневольного труда рабов, быстро истощал землю. Для увеличения продукции рабовладельцам нужны были новые рабы и новые земли на Западе. Вопрос, будут ли западные земли розданы фермерам или же рабовладельцы превратят их в свои плантации, углублял противоречия.
Закон о гомстедах заложил основы современного американского фермерства. Прокламацию же об освобождении рабов сам Линкольн оценивал так: «Если мое имя когда-либо попадет в историю, то за этот акт, и в нем — вся моя душа». Прокламация освобождала рабов мятежных штатов, но когда Гражданская война стремительно приближалась к завершению и победа Севера была очевидной, по инициативе А. Линкольна была принята 13-я поправка к конституции США, навсегда запретившая рабство.