Сучасний історик О.Бойко стверджує, що «роки князювання Ярослава – це час найвищого розвитку і найбільшого піднесення Київської Русі». Аргументовано доведіть або спростуйте наведене твердження.
Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте,[1] состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал – Добра и Зла.
Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.
Зороастр родился ок. 660 г. до н.э. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме[2] в нижнем течении Окса.[3]
В древнейшей иранской литературе он представлен в качестве жреца, имеющего право приносить жертвы богам и совершать ритуалы. В 630 г. Зороастр отправился на многолюдный праздник, где впервые получил откровение от Ахурамазды.[4] После 10 лет проповедей Зороастр обратил в 618 г. до н. э. в свою религию царя Гаштасну (Кави Виштаспу). Кроме того, члены королевского семейства, королева Хутаоса , его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Зороастра. Позже религия была принята всеми жителями Ирана. В 583 г. до н. э. пророк был убит бактрийскими кочевниками, воевавшими против Кави Виштаспы.
Кроме того, существуют иные точки зрения на время жизни Зороастра:
1. около 6,5 тыс. до н. э. (Плиний Старший, Платон, Ксанф Лидийский, Диоген Лаэртский);
2. по лингвистическому методу сравнение языка Ригведы и Гахт[5] и вычисление древности языка Авесты сходятся на периоде около 6 тыс. до н. э;
3. по астрономическому методу позиции звезд, записанные в Авесте, сходятся на 6 тыс до н. э;
4. некоторые ученые под влиянием Библии и в некоторой степени археологии находят правильным1500 до н. э.[6]
5. имеются также указания на двух Зороастров, живших в 6 тыс. и VII-VI вв. до н. э. соответственно.
Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.
Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.
С городом связано решение исхода важного исторического события, а именно, восстания Степана Разина. Именно под стенами ещё тогда города Симбирска был решен исход крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
В 1667 году Разин стал главой небольшой группы людей и основал новый казачий форпост на верхнем Дону, недалеко от русла реки Волги. В течение следующих трех лет он совершал дерзкие набеги на русские поселения, захватив большую флотилию реки Волга, которая перевозила товары, принадлежащие царю, захвативв 1668 город Яик (ныне Урал).
Получив великую славу и богатство, Разин вернулся на Дон и в 1670 году начал новую кампанию против царских городов-крепостей на Волге. С силой около 7000 казаков он захватил Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. Воодушевленный успехом, он решил продолжить свое продвижение по Волге, и на этом пути он подстрекал крестьянство и городские низшие классы присоединиться к восстанию против дворянства и бюрократии (но не против царя). Он захватил Саратов и с силой, набухшей до 20 000 человек, двинулся в Симбирск.
Встревоженный успехами Стенки Разина, царь Алексий (правил в 1645–1676 гг.) послал войско под командованием князя Юрия Барятинского для освобождения Симбирска. Силы, обученные военным приемам в Западной Европе, нанесли решительное поражение войскам (октябрь 1670 года). Разин бежал на Дон; но 24 апреля 1671 года он был захвачен лояльными казаками и передан царским властям. Разина, доставленного в Москву и подвергнутого пыткам, казнили на Красной площади. Царские силы сожгли деревни повстанцев и казнили своих лидеров, подавляя восстание, а Астрахань, последний оплот повстанцев, сдался в декабре 1671 года.
Хотя восстание не достигло своих целей, оно подняло дух простого народа и подняла наружу вопросы, которые волновали население. В русском фольклоре Разин является популярным героем, воплощением свободного человека, который одерживает победу над обществом и природой. Его подвиги были увековечены в многочисленных народных песнях и легендах.
Зороастризм – религиозное течение, сформировавшееся и возникшее в Восточном Иране на рубеже VII-VI вв. Основой для зороастризма послужила древнеиранская мифология, нашедшая отражение в священной книге откровений древних иранцев – Авесте,[1] состоявшей из двух частей: Яшты и Гаты. Последняя имеет философский характер, именно в ней и изложены основы религии. Зороастризм носит дуалистический характер: это учение о борьбе двух антагонистических космических начал – Добра и Зла.
Основателем зороастризма является древнеиранский пророк Зороастр (Заратуштра, Заратустра). До сих пор окончательно не установлено, кем в действительности был этот человек. Не известно также и точное время его жизни. В советской исторической науке долгое время считалось, что Зороастра вообще не существовало. Однако в настоящее время это положение пересмотрено.
Зороастр родился ок. 660 г. до н.э. В Гатах все указывает на северо-запад Ирана как на родину Заратуштры, удаленную от контактов с городскими цивилизациями Вавилонии и западного Ирана, населенного персами и мидийцами. Вероятно, Заратуштра жил и проповедовал в Хорезме[2] в нижнем течении Окса.[3]
В древнейшей иранской литературе он представлен в качестве жреца, имеющего право приносить жертвы богам и совершать ритуалы. В 630 г. Зороастр отправился на многолюдный праздник, где впервые получил откровение от Ахурамазды.[4] После 10 лет проповедей Зороастр обратил в 618 г. до н. э. в свою религию царя Гаштасну (Кави Виштаспу). Кроме того, члены королевского семейства, королева Хутаоса , его сыновья Аспандиар и Пешотан, брат Зарир, и министры Джамасп и Фрашаоштра восприняли религию Зороастра. Позже религия была принята всеми жителями Ирана. В 583 г. до н. э. пророк был убит бактрийскими кочевниками, воевавшими против Кави Виштаспы.
Кроме того, существуют иные точки зрения на время жизни Зороастра:
1. около 6,5 тыс. до н. э. (Плиний Старший, Платон, Ксанф Лидийский, Диоген Лаэртский);
2. по лингвистическому методу сравнение языка Ригведы и Гахт[5] и вычисление древности языка Авесты сходятся на периоде около 6 тыс. до н. э;
3. по астрономическому методу позиции звезд, записанные в Авесте, сходятся на 6 тыс до н. э;
4. некоторые ученые под влиянием Библии и в некоторой степени археологии находят правильным1500 до н. э.[6]
5. имеются также указания на двух Зороастров, живших в 6 тыс. и VII-VI вв. до н. э. соответственно.
Чтобы уяснить суть учения Заратуштры, следует сказать несколько слов о религии, в которой он был рожден и воспитан. Прямых свидетельств о ней не сохранилось, но многие ее черты, по-видимому, возродились в религии последователей Заратуштры.
Индоиранская религия представляла собой одну из форм политеизма. Среди божеств, или дэвов (буквально «небесных», «небожителей»), здесь выделялся особый ряд богов, регулирующих нравственное состояние общества (Митра, Варуна и др.). Индоиранское общество подразделялось на три класса: вожди и жрецы, воины и простые земледельцы и пастухи. Это классовое деление получило свое отражение и в религии: каждому из перечисленных классов принадлежали свои особые боги. Асуры были связаны с первым, высшим классом вождей и жрецов. В жертву богам приносили кровь животных, огонь и перебродивший сок некоего растения (саумы). Эти жертвоприношения, призванные обеспечить благополучие человека и продление его рода (что всегда играло важную роль в погребальных обрядах), и позволяли ему как бы заранее вкусить бессмертие через опьянение саумой.
С городом связано решение исхода важного исторического события, а именно, восстания Степана Разина. Именно под стенами ещё тогда города Симбирска был решен исход крестьянской войны под предводительством Степана Разина.
В 1667 году Разин стал главой небольшой группы людей и основал новый казачий форпост на верхнем Дону, недалеко от русла реки Волги. В течение следующих трех лет он совершал дерзкие набеги на русские поселения, захватив большую флотилию реки Волга, которая перевозила товары, принадлежащие царю, захвативв 1668 город Яик (ныне Урал).
Получив великую славу и богатство, Разин вернулся на Дон и в 1670 году начал новую кампанию против царских городов-крепостей на Волге. С силой около 7000 казаков он захватил Царицын (ныне Волгоград) и Астрахань. Воодушевленный успехом, он решил продолжить свое продвижение по Волге, и на этом пути он подстрекал крестьянство и городские низшие классы присоединиться к восстанию против дворянства и бюрократии (но не против царя). Он захватил Саратов и с силой, набухшей до 20 000 человек, двинулся в Симбирск.
Встревоженный успехами Стенки Разина, царь Алексий (правил в 1645–1676 гг.) послал войско под командованием князя Юрия Барятинского для освобождения Симбирска. Силы, обученные военным приемам в Западной Европе, нанесли решительное поражение войскам (октябрь 1670 года). Разин бежал на Дон; но 24 апреля 1671 года он был захвачен лояльными казаками и передан царским властям. Разина, доставленного в Москву и подвергнутого пыткам, казнили на Красной площади. Царские силы сожгли деревни повстанцев и казнили своих лидеров, подавляя восстание, а Астрахань, последний оплот повстанцев, сдался в декабре 1671 года.
Хотя восстание не достигло своих целей, оно подняло дух простого народа и подняла наружу вопросы, которые волновали население. В русском фольклоре Разин является популярным героем, воплощением свободного человека, который одерживает победу над обществом и природой. Его подвиги были увековечены в многочисленных народных песнях и легендах.