Төмендегі берілген белгілердің қайсысы Орталық Азия өркениетіне қайсысы тек Көшпенділер өркениетіне тән екендігін анықтаңыздар: а) мәдени негізіне рулық-тайпалық одақ жатады;
ә) түркі тілінде сөйлеген тайпалар “түркі” этнонимі пайда болғаннан талай ғасырлар бұрын қалыптасқан;
б) мұсылман дінін біртіндеп өз еркімен қабылдаған және бұл үрдіс Шыңғыс хан империясы тұсында баяулағанымен, түбінде табысты аяқталған;
в) орта ғасырлардың соңынан бастап түркі тайпалары моңғолдық этн. элементтерді өзіне сіңіре бастады;
г) 15 ғ-да Орталық Азияда қазақ деп бұрынғы мемлекетінен бөлінген адамдарды айтты
В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.
В 1665 г. при Заиконо монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.
В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Рас грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.
В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».
Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.
Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.
Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.
Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.
Объяснение:
Родилась в семье раба и выросла на ферме в графстве Дорчестер, Мэриленд. В 13-летнем возрасте она получила роковой удар в голову, который беспокоил её всю жизнь и даже провоцировал видения. Она была в магазине, когда белый надсмотрщик потребовал ее в избиении беглого раба. Когда она отказалась и стала на пути надсмотрщика, тот метнул в её голову двухфунтовую гирю. От удара Гарриет чуть не погибла. Выздоровление длилось долгие месяцы.В 24 года она вышла за Джона Табмена, свободного темнокожего. Но когда она завела разговор о побеге из рабства на север, он даже слышать об этом не хотел. Он сказал, что если она попытается сбежать, он её тут же выдаст. Когда она решила искать счастья и следовать на север в 1849 году, то сделала это самостоятельно, не сказав мужу ни слова.В 1849 бежала из неволи в штате Мерилэнд на Север и включилась в аболиционистское движение, поддерживала связь с Джоном, Когда Гарриет было всего 30, её уже называли Моисеем за рабов. В это время активно участвовала в деятельности стройки железной дорог переправлявшей беглых негров из южных штатов на Север и в Канаду В 1850-х годах она совершила 19 поездок на Юг, лично освободив более 300 рабов и воодушевив на бегство тысячи.Ее первый биограф Сарре Брэдфорд приводила следующие слова Табмен: «Для меня был только такой выбор, на который я имела право: свобода или смерть. Выбор был только такой: или свобода, или смерть. И если бы у меня свободы не было, то у меня было бы другое, то есть никто не поймал бы меня живой. Я буду бороться за свою свободу, пока хватит сил. Я буду бороться за свободу, чего бы мне это не стоило».В годы Гражданской войны Табмен сражалась в армии северян против рабовладельцев Юга. . Летом участвовала в рейде негритянского отряда, освободившего 750 рабов. После окончания войны продолжала борьбу против угнетения негров и за равные права для женщин.