Термин «железный занавес» использовали в пропагандистском смысле и до Черчилля Жорж Клемансо (1919) и Йозеф Геббельс (1945). Что касается изоляции советского государства, то она началась ещё в 1917—1920 годах. В 1917 году выражение впервые было употреблено русским философом Василием Розановым, который сравнил события Октябрьской революции с театральным действом, после которого «с лязгом, скрипом» опустился громоздкий занавес из железа над русской историей. Начало усиления самоизоляции Советской власти датируют 1934—1939 годами
Ученые предполагают, что этноним "казах” — это производное от названий родов: "сак”, "кас-пи”, "кас”, "каз”, "хаз”, "аз”, "ка-сак”. По предположению академика Н.Я. Мара и чешского ученого Б. Грозного, название произошло от слов "касак” и "кесек”. Это мнение поддерживали академик А.Х. Маргулан, историк М. Ахинжанов, писатель С. Муканов, русские ученые.
А.Х. Маргулан ссылается на то, что до сих пор в Младшем жузе имеются небольшие племена: "казар-уг” и "бери-шилик”. Русский ученый А.Н. Бернштам, долго изучавший историю происхождения казахов, сравнивая данные археологических раскопок с фактами письменной литературы, приходит к выводу, что слово "казах” произошло от объединения названий прикаспийских и сакских племен. По мнению ученого-этнолога А. Абдрахманова, название произошло от слияния двух слов: "каз” и "or” (ок). "Ог” — в древнетюркском языке означает "род, племя”. В таком случае, "каз-ог” — это "племена казов”.
Китайский историк Бань Гу, живший во II в. до н.э., в своем труде "История Хань” пишет, что среди среднеазиатских народов имеется народность "се”, или "сай”, которая разгромила Греко-Бактрийское государство. По описанию некоторых деталей, речь, вероятно, идет о сакских племенах, сведения о которых приводятся греческими и римскими историками. Ученый-востоковед В.В. Григорьев доказывает, что "се” или "сай” в китайской транскрипции означает "саки”. Следовательно, это действительно саки, обитавшие в это время на территории Казахстана. Причем ученый отмечает, что эта народность появилась не из каких-то отдаленных уголков Монголии, откуда-то с Востока, а издавна проживала на берегах Амударьи и Сырдарьи.
По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. В подтверждение их мнений можно привести слово "касан терген”, на монгольском языке означающее "арба”, "карета”. По словам ученого А. А. Семенова, арбы, телеги, кареты использовали гунны и кыпчаки. В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана.
Итак, подытоживая мнения ученых и исследователей о происхождении слова "казах”, можно сделать два вывода:
— слово "казах” образовалось от объединенного названия племен "кас” (каспи) и "сак”; это название племени;
— слово "казах” означает "вольный человек”.
Известный ученый, специалист по тюркскому языку, академик В.В. Радлов считал, что слово "казах” означает "вольный, независимый человек”. Это мнение разделял и ученый А.Н. Самойлович. Ш. Кудай- бердиев, поддерживая эту идею, добавляет, что слово "казах” означает "вольный, независимый народ, ставший свободной страной”. Действительно, до присоединения к России Казахстан был свободной, вольной, независимой страной.
Казахский ученый Чокан Валиханов писал, что слово "казах”— очень уважительное и священное, означающее "сильный, крепкий, вдохновенный”. Вышеупомянутый Ибн Рузбихан в своих записях XVI в. приводит следующие свидетельства: "Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках, таких, как арабский”.
Специалист по языкам Т. Жанузаков доказывает, что первая часть слова "казах” — "каз”, "кас” во всех уральских, алтайских, кавказских и других тюркских языках означает "вольный”, "смелый”, "жигит”, "человек”. А вторая половина — "ак” — придает слову множественное, собирательное значение, что-то вроде современного окончания "лар”. Отсюда можно сделать вывод: первоначальное значение слова означает "самые смелые люди, решительные жигиты, героические люди”. Это мнение подтверждает значения слова "казах”, упомянутые ранее.
Историк, специалист по средневековью Н. Мынжанулы объясняет, что встречающиеся в знаменитых письменных памятниках "Алтын тас”, "Кюльтегин”, "Тоньюкук” тюркские слова и глаголы "казгану”, "казгандук”, "казган туткун”, "казганмасар” означают "проявить героизм”, "бороться”, "стараться”, "стремиться к свободе”, "проявить храбрость”, "достигнуть успехов”.
Во второй половине XV в. в ханстве Абулхайра возникли серьезные противоречия. Жанибек и Керей отделились от него, подняли знамя Казахского ханства. Они боролись за независимость своей страны. И по свидетельству М.Х. Дулати, их стали называть "казахи”. С укреплением ханства Жанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население.
О значении слова "алаш”. Значение этого слова в истории нашей страны еще не до конца определено. Однако в устном казахском творчестве, в легендах и рассказах встречается часто слово "алаш”, "алаш хан” ("алаша хан”) и его объяснения. Есть несколько версий. Наибольший интерес вызывает легенда, записанная М.Ж. Копеевым.
Термин «железный занавес» использовали в пропагандистском смысле и до Черчилля Жорж Клемансо (1919) и Йозеф Геббельс (1945). Что касается изоляции советского государства, то она началась ещё в 1917—1920 годах. В 1917 году выражение впервые было употреблено русским философом Василием Розановым, который сравнил события Октябрьской революции с театральным действом, после которого «с лязгом, скрипом» опустился громоздкий занавес из железа над русской историей. Начало усиления самоизоляции Советской власти датируют 1934—1939 годами
Ученые предполагают, что этноним "казах” — это производное от названий родов: "сак”, "кас-пи”, "кас”, "каз”, "хаз”, "аз”, "ка-сак”. По предположению академика Н.Я. Мара и чешского ученого Б. Грозного, название произошло от слов "касак” и "кесек”. Это мнение поддерживали академик А.Х. Маргулан, историк М. Ахинжанов, писатель С. Муканов, русские ученые.
А.Х. Маргулан ссылается на то, что до сих пор в Младшем жузе имеются небольшие племена: "казар-уг” и "бери-шилик”. Русский ученый А.Н. Бернштам, долго изучавший историю происхождения казахов, сравнивая данные археологических раскопок с фактами письменной литературы, приходит к выводу, что слово "казах” произошло от объединения названий прикаспийских и сакских племен. По мнению ученого-этнолога А. Абдрахманова, название произошло от слияния двух слов: "каз” и "or” (ок). "Ог” — в древнетюркском языке означает "род, племя”. В таком случае, "каз-ог” — это "племена казов”.
Китайский историк Бань Гу, живший во II в. до н.э., в своем труде "История Хань” пишет, что среди среднеазиатских народов имеется народность "се”, или "сай”, которая разгромила Греко-Бактрийское государство. По описанию некоторых деталей, речь, вероятно, идет о сакских племенах, сведения о которых приводятся греческими и римскими историками. Ученый-востоковед В.В. Григорьев доказывает, что "се” или "сай” в китайской транскрипции означает "саки”. Следовательно, это действительно саки, обитавшие в это время на территории Казахстана. Причем ученый отмечает, что эта народность появилась не из каких-то отдаленных уголков Монголии, откуда-то с Востока, а издавна проживала на берегах Амударьи и Сырдарьи.
По данным исторических документов, во II в. между Каспийским и Аральским морями жили племена "хасов”, "касов” (казахов). Некоторые ученые связывают корни слов "хазары” и "казахи”, доказывая их общность происхождением слов "каз”, "хас”. В подтверждение их мнений можно привести слово "касан терген”, на монгольском языке означающее "арба”, "карета”. По словам ученого А. А. Семенова, арбы, телеги, кареты использовали гунны и кыпчаки. В легенде "Бухарский гость” Ибн Рузбихан, живший в XVI в., писал, что казахи прямо на арбе ставили удивительные жилища — юрты. Поэтому происхождение слова "казак терген” не противоречит возникновению слова "казах” из-за причастности к древним племенам, проживавшим на территории Казахстана.
Итак, подытоживая мнения ученых и исследователей о происхождении слова "казах”, можно сделать два вывода:
— слово "казах” образовалось от объединенного названия племен "кас” (каспи) и "сак”; это название племени;
— слово "казах” означает "вольный человек”.
Известный ученый, специалист по тюркскому языку, академик В.В. Радлов считал, что слово "казах” означает "вольный, независимый человек”. Это мнение разделял и ученый А.Н. Самойлович. Ш. Кудай- бердиев, поддерживая эту идею, добавляет, что слово "казах” означает "вольный, независимый народ, ставший свободной страной”. Действительно, до присоединения к России Казахстан был свободной, вольной, независимой страной.
Казахский ученый Чокан Валиханов писал, что слово "казах”— очень уважительное и священное, означающее "сильный, крепкий, вдохновенный”. Вышеупомянутый Ибн Рузбихан в своих записях XVI в. приводит следующие свидетельства: "Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках, таких, как арабский”.
Специалист по языкам Т. Жанузаков доказывает, что первая часть слова "казах” — "каз”, "кас” во всех уральских, алтайских, кавказских и других тюркских языках означает "вольный”, "смелый”, "жигит”, "человек”. А вторая половина — "ак” — придает слову множественное, собирательное значение, что-то вроде современного окончания "лар”. Отсюда можно сделать вывод: первоначальное значение слова означает "самые смелые люди, решительные жигиты, героические люди”. Это мнение подтверждает значения слова "казах”, упомянутые ранее.
Историк, специалист по средневековью Н. Мынжанулы объясняет, что встречающиеся в знаменитых письменных памятниках "Алтын тас”, "Кюльтегин”, "Тоньюкук” тюркские слова и глаголы "казгану”, "казгандук”, "казган туткун”, "казганмасар” означают "проявить героизм”, "бороться”, "стараться”, "стремиться к свободе”, "проявить храбрость”, "достигнуть успехов”.
Во второй половине XV в. в ханстве Абулхайра возникли серьезные противоречия. Жанибек и Керей отделились от него, подняли знамя Казахского ханства. Они боролись за независимость своей страны. И по свидетельству М.Х. Дулати, их стали называть "казахи”. С укреплением ханства Жанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население.
О значении слова "алаш”. Значение этого слова в истории нашей страны еще не до конца определено. Однако в устном казахском творчестве, в легендах и рассказах встречается часто слово "алаш”, "алаш хан” ("алаша хан”) и его объяснения. Есть несколько версий. Наибольший интерес вызывает легенда, записанная М.Ж. Копеевым.