Тема: международные отношения: обострение противоречий на рубеже XIX-XX вв. Вопрос: в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в 19 веке.
Категории крестьянства крестьяне составляли основную массу жителей московской руси. они издревле делились на две категории: черносошных (или чернотяглых), живших на черных, государственных землях (верховным собственником их был великий князь), и крестьян, живших в вотчинах и поместьях бояр, дворян, церковных феодалов. черносошные крестьяне, как и черные посадские люди, жили общиной, которая владела землями и на основе круговой поруки осуществляла платежи в казну. источники называет их ещё письменными или численными людьми, потому что они все исчислены (учтены), несут тягло и распоряжаются своей землей не иначе, как с согласия общины и при условии передачи новому владельцу (наследнику, арендатору или покупателю) лежащего на данном участке земли тягла. крестьяне, жившие в частновладельческих вотчинах, строили свои отношения с владельцами земли на условиях ряда – договора. садясь нa неосвоенную или запущенную землю и беря обязательство расчистить поля и луга, распахать пашню, построить дом и т.п., крестьянин получал льготу (освобождение от уплаты податей на 2, 5 и более лет) и подмогу (ссуду) – деньгами или. что было чаше, скотом, орудиями труда, семенами. ссуда денежная – серебром – дала название крестьянам, ее взявшим, – серебренники. необходимость возврата ссуды при уходе с насиженного места не только сдерживала выход, но делала его практически невозможным, ибо крестьянин после окончания льготных лет значительную долю своего продукта отдавал владельцу земли в виде подати – своеобразной платы за пользование ею. разве что новый владелец, переманивший крестьянина, уплатит за него серебро и «откажет» его у старого хозяина. плата за пользование землей вносилась ежегодно в виде денежного или натурального оброка. в разных землях он был разный, состоял либо из части урожая, либо из определенного количества продуктов с выти (тяглой единицы). так, в середине xvi в. крестьяне соловецкого монастыря давали по 4 четверти ржи (1 четверть, или четь, – 3 пуда, один пуд – 16 4 четверти овса, по сыру на успеньев день (или 2 деньги), по 50 яиц, по хлебу и калачу – на покров. крестьяне, жившие в поместье сына боярского микиты леонова (всего 58 дворов, 325 вытей), в это же время давали ему такой доход: «деньгами 5 рублёв, 11 четей ржи. овса 222 чети, солоду ячного 50 четей и полчети, 28 четей пшеницы…, круп гречневых 14 четей, гороху и конопель 14 четей…, хмелю 28 чети; а мелкого доходу: 37 баранов, 37 полот (туш. – л. и в. 74 куров, 37 зайцов, 37 тетереней, 37 сыров, 37 овчин, 37 поярков, 37 пятков льну, 4 пуда масла коровья, 12 пудов с третью меду, 37возов сена…» (торопецкая писцовая книга 1540 надо думать, что в это число входил и государственный налог – государево тягло, которое, хотя и в меньшем размере, чем черносошные, «тянули» и владельческие крестьяне. часть крестьян (главным образом на плодородных землях), в местах, где имела место барская запашка, находились на барщине. это личная рабoта в хозяйстве феодала. она могла быть либо дополнением к оброку, либо заменяла его. по грамоте митрополита киприана константиновскому монастырю 1391 г. крестьяне, отбывая барщину, «церковь наряжали, двор тынили, хоромы ставили, пашню пахали на монастырь взгоном, убирали хлеб и сено, прудили пруды, сады оплетали, на невод ходили, хлебы пекли, пиво варили, лен пряли». такие работы называли монастырским изделием. царский судебник считал барщину явлением общим и вполне законным, обозначая ее термином боярское дело. правовое положение крестьянства. одним из неотъемлемых прав крестьян, смягчавшим определённым образом тяжесть повинностей, которыми они были обременены, оставалось право свободного выхода от землевладельца и перехода к другому. судебник 1497 г. узаконил и срок этого выхода: за неделю до юрьева дня осеннего – 26 ноября – и неделю после него. судебник 1550 г. подтвердил этот срок. при выходе крестьянин, заплатив долги, платил ещё пожилое – за пользование двором. по первому судебнику оно составляло в степной полосе 1 рубль (судебник царский добавил ещё 2 алтына), а в лесной – полтину. размер пожилого зависел от прожитых лет: полная плата взималась от 4 лет и более. за меньшее количество лет и плата была меньше (за 1 год 1/4 цены двора, за 2 года 1/2 и т. судебник 1550 года, принятый после восстания в москве 1547 г., несколько смягчил порядок выхода, разрешив крестьянину при выходе в юрьев день собрать урожай с земли прежнего владельца.
Повість “захар беркут” – твір про героїчне минуле українського народу (і. франко) іван франко у повісті “захар беркут” звертається до сивої давнини. він хотів показати, що гармонійне співжиття людей виправдане історією, що суспільство, у якому існує рівноправність, витримує будь-які випробування. “захар беркут” – героїко-романтична повість про далеке минуле нашого народу. автор осмислив і показав події хіп століття, оживив картини героїчної боротьби. про ті часи, які описав іван франко, збереглося мало історичних документів, тому письменник звернувся до народних легенд та переказів. подібний епізод про знищення монгольської навали і про сил природи згадується у переказі, записаному від миколи гасинця із закарпаття та в передмові до поеми “собутка” польського поета с. гощинського. у цих творах показано героїчну боротьбу місцевих жителів з татарами, зроблено наголос на взаємовиручці та взаєі. жителі тухлі відважні й сміливі, винахідливі, кмітливі. більш за все вони люблять свій край, свою землю, цінують свободу і незалежність, воліють краще вмерти, ніж потрапити в полон. в образах головних героїв автор втілив свій ідеал справді вільної людини. це й мирослава, яка воліє краще вмерти під тином з голоду, ніж стати зрадницею рідного краю, і залюблений у красу тухольщини мужній лицар максим, який з гордістю говорив: “се наша тухольщина, наш рай”. до останнього бився він з ворогами на підступах до свого села. палкий патріот, він вирішив прийняти смерть, але не зрадити громаду. та найбільше я захоплений захаром беркутом, який готовий пожертвувати сином задля загального добра. цей вчинок свідчить про жертовність і високий патріотизм вождя тухольської громади.