Тема: Пугачевское восстание Во Причины восстания 2. Цели и задачи восставших 3. Причины поражения 4. Национальный и географический состав участников восстания 5. Этапы восстания 6. Итог восстания (можно кратко)
До касым-хана казахским ханством правили его основатели жанибек-хан и керей-хан (оба 1465-1480), сын хана керея бурундук-хан (1480-1511). образование казахского ханства касым-хан, третий сын жанибек-хана, выдвинулся в 90-х годах xv века. будучи еще султаном и командуя конницей войска бурундук-хана, он, как сказано в средневековом источнике «бахр аль асрар фи манакиб аль-ахйар» махиуда ибн вали, «завоевал господство над всей кипчакской степью». в 1510 году он одержал решающую победу над главным врагом казахов - узбекским ханом мухаммедом шейбани, многократно вторгавшимся в пределы казахского ханства и подвергавшим казахские улусы опустошительным разграблениям. так, в 1509 году мухаммед шейбани-хан вторгся в улус жанаш-султана, брата касым-султана, разбил здесь 30-тысячное казахское войско и захватил 10 тысяч юрт с утварью, имуществом и скотом, количество которого (лошади, верблюды, крупный и мелкий скот) «не поддается исчислению и счету» (фазлаллах ибн рузбихан исфагани «михман-наме ий бухара»). касым-султан имел среди степняков авторитет выше ханского. мирза мухаммед хайдар дуглати в «тарих-и-рашиди» отмечает, что в 1510 году, когда шейбани-хан совершил нападение на улус касым-султана, он «еще не принимал титул хана, хотя власть его уже была настолько велика, что никто и не думал о бурундуке». а бурундук-хан имел перед казахами немалые заслуги, побеждал, брал города и уже 30 лет правил казахским ханством. в 1511 году касым-султан был поднят на белой кошме и провозглашен ханом. казахское ханство при касым хане. касым ханнын каска жолы мухаммед хайдар дуглат так определил его могущество: «он распространил свою власть над дешт-и-кипчаком. подданных у него было миллион. после джучи-хана в этом юрте не было хана более могущественного, чем он». при касым-хане границы ханства на юге выходили на правобережье сырдарьи и включали часть городов туркестана, на юго-востоке они охватывали предгорья и долины значительной части семиречья, на севере и северо-востоке проходили в районе гор улу-тау и озера , уходя до отрогов каркаралинских гор, на северо-западе достигали бассейна реки яик. называли его «собирателем казахских земель». в последующее время ни одному казахскому хану не пришлось обладать большей территорией. касым-хан консолидировал на присоединенных ханству территориях под своей властью многочисленные кочевые племена в единую казахскую именно в его правление казахи стали известны в западной европе как самостоятельная этническая общность с самоназванием «казак». об этом поведал миру в своих записях австрийский дипломат сигизмунд герберштейн, встретивший в 1517 году при дворе московского великого князя василия iii посольство касым-хана к государю. в зиму 1516-1517 гг. касым-хан отразил нападение коалиции шейбанидских султанов. это сообщение васифи - последнее по времени, относящееся к периоду правления касым-хана. умер он, по разным источникам, в период между 1518 и 1524 . народное предание казахов с его именем связывает возникновение степных законоположений «касым ханнын каска жолы» («ясная дорога касым-хана»).
Культуркампф» (йому. kulturkampf — боротьба за культуру), поширене в літературі найменування заходів уряду о. бісмарка в 70-х рр. 19 ст проти католицької церкви — головної опори католицької партії «центру», яка виражала сепаратистські, антипрусські тенденції (головним чином в західній і південно-західній німеччині). у ході «до.» були проведені закони про заборону священикам вести політичну агітацію (дек. 1871), про позбавлення духівництва права нагляду за школами (березень 1872), про передачу в руки держави справи підготовки і призначення на посаді духовних осіб (1873) і ін. у лютому 1875 були розбещені майже всі католицькі ордени і проведений закон про цивільний брак. уряд бісмарка використовував «до.» для посилення національного гніту в польських землях, що знаходилися під німецьким пануванням, і розпалювання релігійних пристрастей з метою відвернення робітників від класової боротьби. характеризуючи «до.», в. і. ленін писав: «такою боротьбою бісмарк лише укріпив войовничий клерикалізм католиків, лише пошкодив справі дійсної культури, бо висунув на перший план релігійні ділення замість ділень полі» (полн. собр. соч.(вигадування), 5 видавництво, т. 17, с. 416—17). в кінці 70 — початку 80-х рр. бісмарк в цілях об'єднання всіх консервативних сил пішов на примирення з католицьким духівництвом: більшість законів, прийнятих в період «до.», було скасовано; збереглися лише закони про цивільний брак і про вигнання єзуїтів.