Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно.
Выдающийся башкирский этнограф Р.Г. Кузеев писал: «Башкирский этноним -ун-, судя по нашим историко-этнографическим данным, может восходить к гуннской эпохе…» («Происхождение башкирского народа»). В своей монографии ученый не привел достаточных аргументов в пользу выдвинутой гипотезы. Исходя из современных исследований, можно утверждать, что мнение Р.Г. Кузеева нашло подтверждение в источниках. Это редкий и почти небывалый случай в истории, чтобы этническое имя было пронесено через три тысячелетия. В древнейшем памятнике китайской литературы «Шицзин» под 827 год до н.э. записано:
В свирепом напоре кидаются гуннов отряды,
И нам торопиться навстречу кочевникам надо…
Так царь свое войско в далекий поход высылает,
Чтоб в царстве его укрепились и мир, и порядок.
К III в. до н. э. походы гуннов настолько усилились, что противостоять им у китайских полководцев уже не хватало сил. Тогда император династии Цинь Шихуан-ди решил вопрос радикально: он приказал построить гигантскую стену вдоль всей северной границы страны. Стена длиной в 4 тысячи километров ценой истощения всех ресурсов страны была построена, но толку от нее было мало, так как гунны все равно проникали внутрь Китая, и пограничные войска, как и прежде, вступали в жестокие схватки с кочевниками.
КУЛЬТУРА УСУНЕЙ И КАНГЮЕВ.
Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.
Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно.
Выдающийся башкирский этнограф Р.Г. Кузеев писал: «Башкирский этноним -ун-, судя по нашим историко-этнографическим данным, может восходить к гуннской эпохе…» («Происхождение башкирского народа»). В своей монографии ученый не привел достаточных аргументов в пользу выдвинутой гипотезы. Исходя из современных исследований, можно утверждать, что мнение Р.Г. Кузеева нашло подтверждение в источниках. Это редкий и почти небывалый случай в истории, чтобы этническое имя было пронесено через три тысячелетия. В древнейшем памятнике китайской литературы «Шицзин» под 827 год до н.э. записано:
В свирепом напоре кидаются гуннов отряды,
И нам торопиться навстречу кочевникам надо…
Так царь свое войско в далекий поход высылает,
Чтоб в царстве его укрепились и мир, и порядок.
К III в. до н. э. походы гуннов настолько усилились, что противостоять им у китайских полководцев уже не хватало сил. Тогда император династии Цинь Шихуан-ди решил вопрос радикально: он приказал построить гигантскую стену вдоль всей северной границы страны. Стена длиной в 4 тысячи километров ценой истощения всех ресурсов страны была построена, но толку от нее было мало, так как гунны все равно проникали внутрь Китая, и пограничные войска, как и прежде, вступали в жестокие схватки с кочевниками.