Тест по теме: « Достижения российской науки, образования во второй половине XIX века»
1. Соотнесите важнейшие естественнонаучные открытия и достижения России второй половины XIX в. и их авторов:
1) Д.И. Менделеев а) дуговая лампа, трансформация переменного тока
2) А.М. Бутлеров б) теория химического строения
3) П.Н. Яблочков в) лампа накаливания
4) А.Ф. Можайский г) периодический закон химических элементов
5) И.И. Мечников д) попытка построения самолёта с 2 паровыми
двигателями
6) В.В. Докучаев е) радиосвязь
7) А.Н. Лодыгин ж) основы современного почвоведения
8) А.С. Попов з) основы теории иммунитета
2.Назовите отрасль науки, в которой выдающиеся русские учёные XIX века И.М.Сеченов, И.И.Мечников, И.П.Павлов:
А) математика Б) физика В) электротехника Г) физиология
3. Соотнесите важнейшие географические и этнографические открытия и достижения России второй половины XIX в. и их авторов:
1) Н.Н. Миклухо – Маклай
2) Н.М. Пржевальский
3) П.П. Семёнов – Тян – Шанский
а) исследование Уссурийского края и труднодоступных районов Центральной Азии
б) изучение быта народов Новой Гвинеи, Филиппин, Индонезии, Малакки
в) исследование гор Средней Азии, инициатива в подготовке издания Полного -географического описания Российской империи
4. Что из перечисленного характеризует развитие системы образования в России во второй половине XIX в.?
1) усиление роли органов местного самоуправления в деле установление всеобщего обязательного начального образования
3) сохранение запрета для женщин получать среднее образование
4) сосредоточение всего начального образования в руках Русской православной церкви
5. Кто имел право поступать в университеты?
А) только дети дворян
Б) все, кто окончил гимназию
В) только выпускницы женской гимназии
Г) только выпускники мужской гимназии
6. Что изменилось в системе во второй половине XIX в. по сравнению с первой половиной столетия?
7. К каким практическим результатам, переменам в жизни людей привело развитие естественных наук в России?
“К началу 1611 г. запасы продовольствия в городе стали иссякать. Болезни и голод косили горожан. Многие были убиты или умерли от ран. В живых осталась лишь пятая часть защитников. Появились перебежчики. Изменник Андрей Дедешин указал полякам слабое место в крепости – стену, сложенную осенью. Под прицельным огнем пушек стена рухнула. Враг ворвался в город”. Взятие этого города позволило Сигизмунду заявить о правах на русский престол. (О падении Смоленска под натиском польских войск)
“И вам бы господа, по нашему приговору, выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину – пять человек. Из посадских и уездных людей – двадцать человек. Из стрельцов – пять человек… Дав им т себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами всех вас советоваться…” (О созыве Земского собора в 1613 году)
“Шуйский мобилизовал всю страну и имел войско 100 тысяч человек. Войско, вышедшее из Тулы, было значительно слабее, поэтому оно было вынуждено вновь отступить в крепость Тулу. В июне их осадили войска Шуйского. Никто не мог войти в город, ни выйти из него. Царь повелел запрудить реку Упу невдалеке от города. (О восстании под предводительством И. Болотникова).
Северный ковш (Бэйдоу)
Бэйдоу ("Северный Ковш") - в китайской мифологии - дух или группа духов Большой Медведицы, а также название самого созвездия.
Существует легенда о человеке по имени Янь, который смог изменить судьбу своего сына. Гадатель и физиогном Гуань Ло определил, что сын Яня умрёт девятнадцатилетним, и посоветовал Яню обратиться к Бэйдоу. Тот отправился в дорогу, взяв с собой вино и оленье мясо. Спустя какое-то время странствий, Янь встретил двух человек, игравших в шашки под тутовым деревом. Он молча поставил перед ними вино и мясо. Увлечённые игроки - это были Бэйдоу и дух Наньдоу ("Южного ковша") - принялись пить и есть и лишь потом заметили Яня. Бэйдоурешил отблагодарить его и поменял цифры в книге судеб. Вместо девятнадцати лет сыну Яня суждено было прожить целых девяносто. Считалось, что после рождения людей, которым ведал Наньдоу, их судьбы попадали в руки Бэйдоу.
Графическое или иероглифическое изображение Большой Медведицы в средневековом Китае имело магический смысл - оно служило оберегом от злых духов. Существовало также представление о волшебном мече цисинцзянь ("меч семи звёзд"), который обладал свойством разрубатьнечисть, а еще снадобье бессмертия у даосов называлось цисинсань ("порошок семи звёзд").
В Китае поклонялись богу Письменности или Гуй, звезде в созвездии Большой Медведицы.
Словом “гуй” обозначали квадратную часть ковша, а три звезды, образовавшие хвост или рукоятку, назывались Шао или Бяо. Перед ними совершали определенные обряды и оставляли подношения.
Неразрывная связь между богом Письменности, созданным по императорскому повелению, и духом, обитавшим среди звезд Большой Медведицы, стала частью государственного культа.
И в каждом китайском городе есть храмы, посвященные этому божеству.