тесты по философии
і вариант
1. кто из философов дал определение философии как «любовь к мудрости»:
1. платон
2. пифагор
3. аристотель
4. сократ
2. учение о наиболее общих законах и категориях бытия называется:
1. этика
2. аксиология -
3. онтология
4. герменевтика.
3. учение о человеке это:
- 1. онтология
2. социальная философия
3. философская антропология
4. эстетика ,
4. учение о прекрасном это:
1. этика
2. аксиология
3. герменевтика
4. эстетика
5. когда появились первые философские учения:
1. в ів до н. э
2. в viв до н. э
3. в vii в до н. э
4. в vii в. н. э
6. карма — это понятие :
1. древней китайской философии и
2. древней индийской философии
3. античной философии
4. европейской философии средневековья:
7. дао — это понятие:
1. древней китайской философии
2. древней индийской философии
3. античной философии
4. европейской философии средневековья:
8. преимущественно к социально-философским и этико-политическим проблемам в
древней китайской философии обращается:
1. моизм
2. конфуцианство
3. даосизм
9. к ссмыслению космического бытия и изучению человека как природного существа в
древней китайской философии обращается:
1. моизм
2. конфуцианство
3. даосизм
10. в античной философии центром философского мышления выступает:
1. космос
2. человек
3. бог
социальная инженерия охватывает и такую сферу деятельности, как формирование общественного мнения с средств массовой информации. это не исключает элементов стихийности в реакции масс на те или иные события, поскольку возможности манипулирования людьми со стороны политических сил, выступающих как за сохранение существующих порядков, так и за их ниспровержение революционным путем, не безграничны. так, в рамках коминтерна еще в начале 1920-х гг. выделилось ультрарадикальное, ультралевое направление. его представители (л.д. троцкий, р. фишер, а. маслов, м. рой и исходя из ленинской теории империализма, утверждали, что противоречия в большинстве стран мира достигли предельной остроты. они предполагали, что достаточно небольшого толчка изнутри или извне, в том числе и в виде актов террора, насильственного «экспорта революции» из страны в страну, чтобы реализовать социальные идеалы марксизма. однако попытки подталкивания революций (в частности, в польше во время советско-польской войны 1920 г., в германии и болгарии в 1923 г.) неизменно терпели неудачу. соответственно, влияние представителей ультрарадикального уклона в коминтерне постепенно слабело, в 1920—1930-е гг. они были изгнаны из рядов большинства его секций. тем не менее, радикализм в xx веке продолжал играть большую роль в мировом общественно-политическом развитии.
революции и насилие: опыт россии. в странах демократии сложилось негативное отношение к революциям как к проявлению нецивилизованности, свойственному слаборазвитым, недемократическим странам. формированию такого отношения способствовал опыт революций xx века. большая часть попыток насильственного свержения существующего строя подавлялась вооруженной силой, что было связано с большими жертвами. даже за успешной революцией следовала кровопролитная гражданская война. в условиях постоянного совершенствования военной техники разрушительные последствия, как правило, превосходили всякие ожидания. в мексике во время революции и крестьянской войны 1910— 1917 гг. погибло не менее 1 млн. человек. в гражданской войне в россии 1918—1922 гг. погибло не менее 8 млн. человек, почти столько же, сколько все воюющие страны, вместе взятые, потеряли в первой мировой войне 1914—1918 гг. 4/5 промышленности было разрушено, основные кадры специалистов, квалифицированных работников эмигрировали или погибли.
во-первых, демократические революции, направленные против авторитарных режимов (диктатур, абсолютистских монархий), завершающиеся полным или частичным утверждением демократии.
в развитых странах первой из революций этого типа была революция 1905—1907 гг., придавшая российскому самодержавию черты конституционной монархии. незавершенность перемен к кризису и февральской революции 1917 г. в россии, положившей конец 300-летнему правлению династии романовых. в ноябре 1918 г. в результате революции была свергнута дискредитировавшая себя поражением в первой мировой войне монархия в германии. возникшую республику называли веймарской, поскольку учредительное собрание, принявшее демократическую конституцию, состоялось в 1919 г. в городе веймаре. в испании в 1931 г. была свергнута монархия, провозглашена демократическая республика.
ареной революционного, демократического движения в xx веке стала латинская америка, где в мексике в результате революции 1910—1917 гг. утвердилась республиканская форма правления.
демократические революции охватили и ряд стран азии. в 1911—1912 гг. в китае в результате подъема революционного движения, возглавленного сунь ятсеном, была свергнута монархия. китай был провозглашен республикой, однако фактическая власть оказалась в руках провинциальных феодально-милитаристских клик, что обусловило новую волну революционного движения. в 1925 г. в китае было сформировано национальное правительство во главе с генералом чан кайши, возник режим формально демократический, фактически — однопартийный, авторитарного типа.
демократическое движение изменило облик турции. революция 1908 г. и утверждение конституционной монархии открыли путь реформам, однако их незавершенность, поражение в первой мировой войне стали причиной революции 1918—1923 гг., возглавленной мустафой кемалем. была ликвидирована монархия, в 1924 г. турция стала светской республикой.
во-вторых, типичными для xx века стали национально-
освободительные революции. в 1918 г. они охватили австро-венгрию, распавшуюся в результате освободительного движения народов против власти династии габсбургов на австрию, венгрию и чехословакию. национально-освободительные движения развернулись во многих колониях и полуколониях европейских стран, в частности в египте, сирии, ираке, индии, хотя наибольший подъем национально-освободительного движения наметился после второй мировой войны. его итогом было освобождение народов от власти колониальной администрации метрополий, обретение ими собственной государственности, национальной независимости.