только быстрей ответь Вопросы учителя по изученному материалу
Вопросы:
1. В чем своеобразие культуры казахского народа XVI- XVII вв.
2. Как отразилась кочевая жизнь казахского народа на развитии национальной культуры.
3. Что такое духовная культура? Какие виды культуры относятся к ней?
4. Приведите примеры устного народного творчества казахского народа.
5. Каких акынов импровизаторов, салов и сери вы знаете?
Выполни Ссылки на интерактивные тесты, упражнения учебника
Прочитать стр. 211-214выписать:
1.Представителей казахской устной поэзии.
2.Национальные инструменты.
3.Пословицы и поговорки.
4.Жырау, жоктау, акыны -?
Культура Казахстана XV-XVH в.в. вобрала в себя все особенности культуры предшествующих времен. Вместе с тем, в ней вырабатывается самобытность, закрепляются и консервируются черты материальной и духовной культуры. Несмотря на то,,что территория Казахских ханств в XV-XVII в.в. охватывала и оседлые районы Средней Азии, специфика его культуры была определена прежде всего кочевым образом жизни, что отразилось на жилищах, на формах одежды, в представлениях об окружающей природе, в устном народном творчестве и искусстве.
Жилище казахского народа - замечательный памятник материальной культуры. Оно и его убранство были максимально при к кочевому и полукочевому образу жизни казахов. Основным видом жилища в это время являлась Ц.повозка - передвижное жилище.
Юрта - разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока. Она состояла из "кереге" - остова (деревянной решетки), сферического купола - "шанырак", радиально расположенных жердей "уык". Размер юрты зависел от количества крыльев - канатов. Юрта, состоящая из двенадцати крыльев, имела площадь» в 100-120 кв. м.
Для Казахстана XV-XVII в.в. характерны также полуседлые и оседлые стационарные жилища. Большинство таких жилищ, как жер уй, шошала, кора выявлены на юге Казахстана. Огромное значение в жизни казахов имели долины рек Сырдарьи, Таласа и Чу, бассейны Тургая, Ишима и, Иртыша, где находились их главные зимние стоянки.
В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха ,енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик1' и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком- "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - '"барша тон".
Казахское оружие было разнообразным; Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш"; мечи - "себеле", палаши - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар'У длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "буйда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак" и стрелы.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частично купленные в городах Средней Азии, частично изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фителем и украшенные насечкой серебром или без насечки, с коротким стволом. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кеш". Порох, пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Таким образом, материальная культура казахов отличалась самобытностью, оригинальностью, отражала особенности хозяйственной жизни народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных скотоводов. Хозяйственно- экономический уклад казахов, их пища, одежда были наиболее при к тем природным условиям, в которых они жили.Акы́н (кирг. Акын, каз. Ақын) — поэт-импровизатор, поэт и певец у тюркоязычных народов Средней Азии, в частности, у казахов, кыргызов, ногайцев и каракалпаков. Есть похожие народные певцы — жыршы (ырчы) (сказители) и оленши (песенники), но, в отличие от акынов, они исполнители, а не создатели произведений. Стихи акыны читают нараспев под звуки (домбры, комуза) — струнного щипкового инструмента с овальным корпусом, грифом и тремя (двумя) струнами.
Жыра́у (от каз. жыр — песня, стихотворение[1]) — народный поэт и певец в казахской поэзии. Данный термин упоминается в источниках с XV века. В отличие от жыршы, жырау является не только исполнителем, но и автором произведений. Певцы-жырау считаются родоначальниками казахской литературы
Жоқтау немесе элегия (гр. ἐλεγεία – жоқтау) — дауыс қылу деп те аталады, қазақ халқының әдет-ғұрпында адам қайтыс болған күннен бастап оның жылы өтіп, асы берілгенше жоқтау айтылады. Қазаны естіген жанашыр туыстар ауылға “ой,бауырым" деп ат қойып шауа келіп, атынан жығыла түсіп, жақындары жоқтау айтып, қайғылы сарынмен көріседі.