Важное замечание: сами Тюрки именуют это жилище «киiз үй/киез өй», а, не «юрта». У слова «Юрт/Жүрт» немного другое значение. Конструкция юрты позволяет за короткий срок разбирать и собирать её по мере кочевания. Прежде всего поражает форма юрты с точки зрения современной теории упругости. Крыша представляет собой ребристый купол с отверстием для дымохода, рёбра выполнены из тонких деревянных прутьев. Форма купола исключает изгибное и растягивающее напряжение и работает только на сжатие, то есть полностью используются свойства древесины. Такая конструкция позволяет перекрывать большие пространства при минимальном весе несущих конструкций, что немаловажно при перевозке на новое место.
При анализе юрты современными инженерами, удивляет интуитивное восприятие работы конструкции. В стыке купола со стеной по теории оболочек возникает так называемый «краевой эффект» – увеличение изгибных напряжений. В юрте это компенсируется увеличением кривизны рёбер на стыке со стеной и тем самым исключается изгибное напряжение. Купол у основания связывается арканом из конского волоса для восприятия распора. Стена юрты представляет собой цилиндрическую оболочку, выполненную из деревянных прямолинейных прутьев, соединённых шарнирно под углом 45°, которые при разборке компактно сжимаются в виде гармошки для перевозки на вьючных животных.
В качестве покрытия в юрте выбран оптимальный теплоизоляционный материал – войлок (киiз/киез), обладающий минимальным весом даже при современном уровне развития промышленности. Войлок толщиной в 1,5 см обеспечивает теплоизоляцию, равнозначную кирпичной стене толщиной в 1,5 кирпича. Все конструктивные элементы юрты выполнены из дерева и работают в основном на сжатие, полностью используется несущая древесины, имея в виду, что дерево обладает большим удельным сопротивлением на единицу веса. Стремление уменьшить вес строительных конструкций было реализовано ещё в древности Тюркскими народами. Поскольку вес юрты незначительный, а ветровые нагрузки в степных районах достаточно велики, юрта обладает низким лобовым сопротивлением и высоким аэродинамическими качествами (в виду наличия криволинейных обтекаемых поверхностей) по сравнению с современным жильём.
С точки зрения теплофизики, очаг, расположенный в середине юрты позволяет полностью использовать тепловую энергию, при минимальных потерях. Куполообразное покрытие с отверстием над очагом гарантирует беспрепятственное удаление дыма, при этом тяга регулируется прикрытием отверстия снаружи. Анализируя сказанное, мы можем сделать однозначный вывод: юрта совершенствовалась и конструировалась не одно столетие, при достаточно высокой изобретательности её обитателей.
Вероятно, надо фото тех изделий, которые делали китайцы (стекло, шелк из тутового шелкопряда, корзины, фрукты, порох) . И проследите путь каравана по их тропам. . Долго Китай хранил секрет изготовления шелка. Никто не мог догадаться. А потом его у них один посол украл. он этих (черви такие) шелкопрядов (говорят люди) засунул в полость бамбуковой палки. Так и украл их из Китая. А Ломоносов стекло стал выпускать уже цветное. Разработал секрет. Потом стали делать витражи в церквях. Вот такое дело. А какой человек изобрел колесо - так неизвестно до сих пор. Потому что тогда еще не было письменности.
Юрта – гений инженерной мысли кочевников
Важное замечание: сами Тюрки именуют это жилище «киiз үй/киез өй», а, не «юрта». У слова «Юрт/Жүрт» немного другое значение. Конструкция юрты позволяет за короткий срок разбирать и собирать её по мере кочевания. Прежде всего поражает форма юрты с точки зрения современной теории упругости. Крыша представляет собой ребристый купол с отверстием для дымохода, рёбра выполнены из тонких деревянных прутьев. Форма купола исключает изгибное и растягивающее напряжение и работает только на сжатие, то есть полностью используются свойства древесины. Такая конструкция позволяет перекрывать большие пространства при минимальном весе несущих конструкций, что немаловажно при перевозке на новое место.
При анализе юрты современными инженерами, удивляет интуитивное восприятие работы конструкции. В стыке купола со стеной по теории оболочек возникает так называемый «краевой эффект» – увеличение изгибных напряжений. В юрте это компенсируется увеличением кривизны рёбер на стыке со стеной и тем самым исключается изгибное напряжение. Купол у основания связывается арканом из конского волоса для восприятия распора. Стена юрты представляет собой цилиндрическую оболочку, выполненную из деревянных прямолинейных прутьев, соединённых шарнирно под углом 45°, которые при разборке компактно сжимаются в виде гармошки для перевозки на вьючных животных.
В качестве покрытия в юрте выбран оптимальный теплоизоляционный материал – войлок (киiз/киез), обладающий минимальным весом даже при современном уровне развития промышленности. Войлок толщиной в 1,5 см обеспечивает теплоизоляцию, равнозначную кирпичной стене толщиной в 1,5 кирпича. Все конструктивные элементы юрты выполнены из дерева и работают в основном на сжатие, полностью используется несущая древесины, имея в виду, что дерево обладает большим удельным сопротивлением на единицу веса. Стремление уменьшить вес строительных конструкций было реализовано ещё в древности Тюркскими народами. Поскольку вес юрты незначительный, а ветровые нагрузки в степных районах достаточно велики, юрта обладает низким лобовым сопротивлением и высоким аэродинамическими качествами (в виду наличия криволинейных обтекаемых поверхностей) по сравнению с современным жильём.
С точки зрения теплофизики, очаг, расположенный в середине юрты позволяет полностью использовать тепловую энергию, при минимальных потерях. Куполообразное покрытие с отверстием над очагом гарантирует беспрепятственное удаление дыма, при этом тяга регулируется прикрытием отверстия снаружи. Анализируя сказанное, мы можем сделать однозначный вывод: юрта совершенствовалась и конструировалась не одно столетие, при достаточно высокой изобретательности её обитателей.
Объяснение: