Неудачи во внешней политике отразились и на политике внутренней. получивший власть содействию клерикальных и реакционных элементов, наполеон iii с самого начала должен был отказаться от всех своих социалистических и демократических мечтаний. строго монархическая конституция в стране, пережившей несколько революций и знакомой с более свободными порядками, могла держаться, только опираясь на суровый полицейский гнёт: печать была подвергнута режиму предостережений, суды были орудием исполнительной власти, парламентские выборы производились под сильным давлением администрации (см. вторая империя). 1865. наполеон iii бонапарт и императрица франции евгения некоторую уступку общественному мнению пришлось сделать уже в 1860 году, когда декретом 12 ноября законодательному корпусу было возвращено право адреса на тронную речь и объяснения от имени правительства стали давать палатам министры (а не одни только члены государственного совета). в 1867 году палатам дано было право интерпелляции, в 1868 году состоялся новый, более либеральный закон о печати. усиление оппозиции на выборах 1869 г. повлекло за собой новые уступки со стороны наполеона iii, а 2 января 1870 года было образовано либеральное министерство олливье, которое должно было реформировать конституцию, восстановив ответственность министров и расширив пределы власти законодательного собрания. в мае 1870 года выработанный министерством проект был одобрен плебисцитом, но он не успел вступить в силу. политика лавирования главы государства между интересами различных социальных групп получила самостоятельное наименование — «бонапартизм»
ГРАЖДАНИН - лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гопли́т (др.-греч. ὁπλίτης) — древнегреческий тяжёловооружённый пеший воин. Фаланга - — тесно сомкнутое линейное построение тяжелой пехоты в Древней Греции, Македонии и в Древнем Риме. Имела 8—16 (реже 25) шеренг. Обладала большой ударной силой , но была малоподвижна. аристократия - (от греч. aristos — лучший) - форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. Демос (греч. demos — народ) , в широком смысле слова — свободное население древнегреческих городов-государств, обладавшее гражданскими правами (в отличие от рабов, метеков, периэков и др. категорий зависимого и неполноправного населения)