В Индии: Осуществление специальных программ сельской бедности. Особенности модернизации и переход к экспортоориентированной модели путем ограничения тарифных ставок. Воздействие модернизации на разные сферы жизни общества. В Китае: 1) Начало модернизации: середина XIX века (1840–1860 годы). 2) Конечная точка модернизации: сила динамичности модернизации, хотя в данный момент не представляется возможным определить ее конечную точку. 3) История модернизации: три фазы – начальная модернизация, частичная и полноценная. 4) Главная черта модернизации: она является национальной модернизацией, которая затронет рекордное количество населения. 5) Природа модернизации: первичная модернизация с некоторыми элементами вторичной. 6) Тип модернизации Китая: догоняющая. 7) Модель модернизации: большую часть времени – ориентированная на индустриализацию. 8) Начало модернизации: более чем через сто лет после начала упреждающей модернизации в развитых странах. 9) Ход модернизации: уже пройден путь до предварительно развитой страны. 10) Скорость модернизации: прирост за последние 15 лет составляет 3,5 %, что превышает средние показатели по миру.
Сравнительная характеристика описаний идеального государства Конфуция, Лао Цзы и Платона Чернюк Юлия, 1 группа, психология Представления об идеальном государстве указанных выше авторов сильно отличаются друг от друга, так как авторы принадлежат либо к разным школам китайской философии (конфуцианство и даосизм), либо к разным историческим эпохам (Древний мир и Античность). Для проведения сравнения необходимо указать наиболее существенные положения каждого учения. Первым мы рассмотрим Конфуция. В его учении очень тесно переплетаются несколько понятий: ритуал, человеколюбие, благородный муж (правитель). Невозможно обозначить какое-либо одно из них, отдельно от других. Так, благородный муж отличается от низшего человека тем, что он (благородный муж) человеколюбив и следует ритуалу. Таким образом, необходимо раскрыть все понятия для полного понимания. Человеколюбие – это не абстрактная любовь ко всем людям, самопожертвование ради них, как в наше время учат многие религии. Человеколюбие, в первую очередь, справедливое отношение к людям в зависимости от их поступков. К добрым людям необходимо относиться с добром, а к злым – по справедливости, воздавая им по поступкам. Ритуал – набор действий, выполняемых в определенные моменты жизни, призванных не ограничивать свободу человека, а ему наиболее быстро и эффективно достичь цели. Таким образом, в идеальном государстве Конфуция все люди должны обладать человеколюбием, искренне и с желанием следовать ритуалам. Но это касается только благородных мужей, низшие же люди должны внимать речам совершенно мудрых и учиться у благородных мужей, чтобы стать ими. Правитель в таком государстве должен править по закону справедливости, восхвалять достойных и людей и порицать недостойных, учить неразумных, соблюдать ритуалы предков, но не слепо подчиняться им, проявлять сыновнюю почтительность к родителям и подданным. Теперь обратимся к тексту «Дао Дэ Цзин». Основным положением в даосизме является недеяние как следования Дао. Дао, в свою очередь,- это путь к познанию чего-то высшего, к достижению идеала. А также Дао является первоосновой мира, и постижение его приведет опять-таки к идеалу и пониманию смысла жизни. Как и у Конфуция, основное качество правителя – справедливость. Однако она иного рода, чем в конфуцианстве. Правитель, или совершенномудрый, должен, прежде всего, не иметь зависти, не гордиться своими поступками, в первую очередь, поступать естественно, не вмешиваться в ход вещей в природе, не изменять ее под себя, а максимально подстроиться под нее. Именно потому недеяние является высшей благодетелью. Соответственно, если правитель не вмешивается в дела государства, то его наиболее всех почитают как раз только за то, что он просто есть. Управлять государством необходимо скрытно, без всевозможных законов и указов. Могущих вызвать недовольство. Правитель обязан показывать пример своим подданным, уменьшать личные желания, освобождаться от страстей. Также правитель должен знать, что нужно его народу: не начинать войны, если она принесет больше разрушений, чем пользы (что бывает всегда), не продолжать уже начавшуюся, если есть шанс прекратить ее, не навредив своим подданным. Совершенными методами управления государством считаются те, которые не выставляются напоказ. Чем меньше подданные знают, тем меньше у них будет желаний, тем меньше причин для смуты и недовольства. Есть в даосизме и еще одно сильное расхождение с конфуцианством: определение понятия ритуала. Как было сказано ранее, ритуал в конфуцианстве считается основой всего. В даосизме же следование пути Дао может в создании идеального государства, опирающегося не на искусственные человеческие догматы, а на естественное положение вещей. В идеальном государстве по Конфуцию также есть разделение сословий, пусть и не такое явное. Знать не слишком отличается от простых людей, не носит роскошные одеяния, удовлетворяется обычной пищей и не накапливает богатства, так как это приведет к зависти и смуте. Таким образом, почти все утверждения даосизма сводятся к признанию того, что чем меньше человек к чему-либо стремится, тем больше он получает. Чем меньше у народа знаний, тем счастливее они. Чем меньше правитель восхваляет себя. Тем больше его уважают и к нему прислушиваются. И это касается всех аспектов жизни. Последним бы хотелось рассмотреть Платона, как представителя более поздней эпохи. У Платона была довольно хорошо продуманная модель идеального государства, вот только применимость ее на практике довольно спорна. Но необходимо рассмотреть все по порядку. В первую очередь, правитель. Это должен быть человек умный, образованный, имеющий склонности не только к умственным наукам, но и к физическим упражнениям. Несокрушимо твердый, трудолюбивый, обладающий отличной памятью, добровольно выбранный народом по а не по наследству. Правитель должен отбирать приближенных по тем же принципам, руководствоваться справедливостью, возвышать людей по заслугам, а не по имеющейся собственности
Осуществление специальных программ сельской бедности. Особенности модернизации и переход к экспортоориентированной модели путем ограничения тарифных ставок. Воздействие модернизации на разные сферы жизни общества.
В Китае:
1) Начало модернизации: середина XIX века (1840–1860 годы). 2) Конечная точка модернизации: сила динамичности модернизации, хотя в данный момент не представляется возможным определить ее конечную точку. 3) История модернизации: три фазы – начальная модернизация, частичная и полноценная. 4) Главная черта модернизации: она является национальной модернизацией, которая затронет рекордное количество населения. 5) Природа модернизации: первичная модернизация с некоторыми элементами вторичной. 6) Тип модернизации Китая: догоняющая. 7) Модель модернизации: большую часть времени – ориентированная на индустриализацию. 8) Начало модернизации: более чем через сто лет после начала упреждающей модернизации в развитых странах. 9) Ход модернизации: уже пройден путь до предварительно развитой страны. 10) Скорость модернизации: прирост за последние 15 лет составляет 3,5 %, что превышает средние показатели по миру.