Уже в XIV-XV веках зрели предпосылки для создания самостоятельного Казахского государства.
Казахские племена в XV веке населяли территории: найманы – от Улытау до Ишима; конраты – от Туркестана до Каратау; аргыны – от Иртыша до Центрального Казахстана; кереи – от Тобола до Жетысу, вдоль Иртыша; дулаты – на берегах Чу, Или, Таласа, Иссык-Куля, в южном Казахстане; канлы и жалаиры – у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу; уйсуны – в Жетысу.
Политическому объединению укрепление экономических, культурных, общественных и хозяйственных связей между кочевым и оседлым населением.
Казахские племена входили св состав разных государств, и велись беспрерывные войны.Одной из предпосылок создания Казахского ханства стал кризис во внутреннем и внешнем положении ханства Абулхаира и Могулистана. В XV веке они утратили былую мощь, пришли в упадок. В обоих ханствах шла междоусобная борьба за власть. Из-за бесконечных междоусобиц нарушались традиционные маршруты кочевок, и это имело тяжелые последствия для кочевого скотоводства. Народ начал искать путь освобождения от тиранического правления Абулхаира.
В начале XV века ойратские племена напали на ханство Абулхаира.
Хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462 гг.) хотел использовать казахов для отпора ойратам, которые в начале XV века нападали на Могулистан. Когда в 1462 году умер хан Могулистана Есен-Буга сразу возобновились племенные междоусобицы, и государство ослабло . Ойратские племена завоевали часть ханства. Казахские племена из Могулистана стали перекочевывать в Казахское ханство, в результате увеличилось население и укрепилось Казахское ханство. Во второй половине XV века в Казахском ханстве за счет перекочевавших племен из соседних ханств численность населения значительно возросла, и составила около 200 тысяч человек.
Казахское ханство ставило перед собой задачи: 1) восстановить прежний порядок использования пастбищ в Дешт-и-Кыпчакской степи; 2) подчинить присырдарьинские города Сыгнак, Сузак, Отрар, Туркестан, расположенные вдоль торгово-караванных путей; 3) объединить казахские племена на единой этнической территории.
Значение образования Казахского государства: 1) прекратилось разделение между разными ханствами, племена вошли в состав казахского народа; 2) централизованная система управления сплочению казахского народа, защите этнической территории; 3) государство не только укрепилось, но и расширило границы; 4) были установлены прочные связи с соседними государствами; 5) социально-экономическое и культурное развитие ханства расцвету традиций и обычаев, рас исламской религии.
ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 20-30 ГОДЫ ХХ ВЕКА
Текст научной статьи по специальности «История и археология»
Кенжебаева Сауле Есимжановна
Рассматривается роль казахской интеллигенции в общественно-политической жизни Казахстана в 20-30-е гг. XX в. Показано, что активная политическая деятельность национально-демократической интеллигенции после окончания гражданской войны перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства. Несмотря на изгнание из государственных учреждений и управленческих структур Советской власти, деятели национально-освободительного движения продолжали активную работу на ниве и культуры. Протестуя против колониальной политики Советской власти, насильственного переустройства социально-экономического уклада жизни казахского общества, они пытались провести идеи сохранения культуры и традиций народа. Их протест против классовой ограниченности новой власти и противостояние режиму явно в их выступлениях в печати и литературных произведениях.
Образование Казахского ханства
Уже в XIV-XV веках зрели предпосылки для создания самостоятельного Казахского государства.
Казахские племена в XV веке населяли территории: найманы – от Улытау до Ишима; конраты – от Туркестана до Каратау; аргыны – от Иртыша до Центрального Казахстана; кереи – от Тобола до Жетысу, вдоль Иртыша; дулаты – на берегах Чу, Или, Таласа, Иссык-Куля, в южном Казахстане; канлы и жалаиры – у подножий Каратау, на берегах Сырдарьи и в Жетысу; уйсуны – в Жетысу.
Политическому объединению укрепление экономических, культурных, общественных и хозяйственных связей между кочевым и оседлым населением.
Казахские племена входили св состав разных государств, и велись беспрерывные войны.Одной из предпосылок создания Казахского ханства стал кризис во внутреннем и внешнем положении ханства Абулхаира и Могулистана. В XV веке они утратили былую мощь, пришли в упадок. В обоих ханствах шла междоусобная борьба за власть. Из-за бесконечных междоусобиц нарушались традиционные маршруты кочевок, и это имело тяжелые последствия для кочевого скотоводства. Народ начал искать путь освобождения от тиранического правления Абулхаира.
В начале XV века ойратские племена напали на ханство Абулхаира.
Хан Могулистана Есен-Буга (1434-1462 гг.) хотел использовать казахов для отпора ойратам, которые в начале XV века нападали на Могулистан. Когда в 1462 году умер хан Могулистана Есен-Буга сразу возобновились племенные междоусобицы, и государство ослабло . Ойратские племена завоевали часть ханства. Казахские племена из Могулистана стали перекочевывать в Казахское ханство, в результате увеличилось население и укрепилось Казахское ханство. Во второй половине XV века в Казахском ханстве за счет перекочевавших племен из соседних ханств численность населения значительно возросла, и составила около 200 тысяч человек.
Казахское ханство ставило перед собой задачи: 1) восстановить прежний порядок использования пастбищ в Дешт-и-Кыпчакской степи; 2) подчинить присырдарьинские города Сыгнак, Сузак, Отрар, Туркестан, расположенные вдоль торгово-караванных путей; 3) объединить казахские племена на единой этнической территории.
Значение образования Казахского государства: 1) прекратилось разделение между разными ханствами, племена вошли в состав казахского народа; 2) централизованная система управления сплочению казахского народа, защите этнической территории; 3) государство не только укрепилось, но и расширило границы; 4) были установлены прочные связи с соседними государствами; 5) социально-экономическое и культурное развитие ханства расцвету традиций и обычаев, рас исламской религии.
Объяснение:
ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В 20-30 ГОДЫ ХХ ВЕКА
Текст научной статьи по специальности «История и археология»
Кенжебаева Сауле Есимжановна
Рассматривается роль казахской интеллигенции в общественно-политической жизни Казахстана в 20-30-е гг. XX в. Показано, что активная политическая деятельность национально-демократической интеллигенции после окончания гражданской войны перешла в плоскость духовного сопротивления укрепляющемуся тоталитарному режиму пролетарского государства. Несмотря на изгнание из государственных учреждений и управленческих структур Советской власти, деятели национально-освободительного движения продолжали активную работу на ниве и культуры. Протестуя против колониальной политики Советской власти, насильственного переустройства социально-экономического уклада жизни казахского общества, они пытались провести идеи сохранения культуры и традиций народа. Их протест против классовой ограниченности новой власти и противостояние режиму явно в их выступлениях в печати и литературных произведениях.