В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси,в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, при к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля.
Тоже - Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву - Он был построен на Красной площади в 1555-1561 годах по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. Уникальный замысел многопридельного храма, принадлежавший митрополиту Макарию, воплотил образ Священного града – Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества. Под сводами покровского собора покоятся мощи двух московских чудотворцев – Василия Блаженного и Иоанна по прозвищу «Большой Колпак».
Имя Макария связано с составлением Великих Четьих Миней. Работу по частичному написанию, собиранию, систематизации всех «чтомых книг» на Руси он начал еще в Новгороде в 1529 году, а продолжил в Москве. Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и последующие памятники. Здесь и «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона (середина XI века), труды епископа Туровского Кирилла (XII век), «Паломник» игумена Даниила (XII век), труды Пахомия Серба (XV век), Послания всероссийских митрополитов и т.д. В Минеях нашли место памятники духовной литературы, жития святых, в том числе вновь канонизированных, поучения, памятники борьбы с ересями, с татарским игом, космологией. «Четьи Минеи» являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами Стоглавого собора и Соборов для канонизации - именно обновить и возвеличить Русскую Церковь, - написал академик А.С. Орлов.
Огромным было влияние Макария на русское искусство, в частности, на иконописное. Искусство XVI века утрачивает местные особенности и создается стиль единого Московского государства. Реально это было связано с переходом митрополита в Москву и перемещением с ним новгородских и псковских мастеров иконописи, которые слились с московскими мастерами, образовав «макарьевскую мастерскую». Важнейшим памятником мастерской является, например, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» - знаменитый памятник Казанской победы.
В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси,в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е. почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют "поучения" или слова, при к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др. Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.
Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый "царский" список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля.
Тоже - Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву - Он был построен на Красной площади в 1555-1561 годах по обету, данному Иваном IV перед покорением Казанского царства. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.
Уникальный замысел многопридельного храма, принадлежавший митрополиту Макарию, воплотил образ Священного града – Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества. Под сводами покровского собора покоятся мощи двух московских чудотворцев – Василия Блаженного и Иоанна по прозвищу «Большой Колпак».
Имя Макария связано с составлением Великих Четьих Миней. Работу по частичному написанию, собиранию, систематизации всех «чтомых книг» на Руси он начал еще в Новгороде в 1529 году, а продолжил в Москве. Макарьевские Четьи Минеи вобрали в себя памятники духовной литературы, появившиеся на заре существования славянской письменности, первые оригинальные русские произведения и последующие памятники. Здесь и «Слово о Законе и Благодати» первого русского митрополита Илариона (середина XI века), труды епископа Туровского Кирилла (XII век), «Паломник» игумена Даниила (XII век), труды Пахомия Серба (XV век), Послания всероссийских митрополитов и т.д. В Минеях нашли место памятники духовной литературы, жития святых, в том числе вновь канонизированных, поучения, памятники борьбы с ересями, с татарским игом, космологией. «Четьи Минеи» являются актом церковно-государственной важности. Мотивы их появления одинаковы с мотивами Стоглавого собора и Соборов для канонизации - именно обновить и возвеличить Русскую Церковь, - написал академик А.С. Орлов.
Огромным было влияние Макария на русское искусство, в частности, на иконописное. Искусство XVI века утрачивает местные особенности и создается стиль единого Московского государства. Реально это было связано с переходом митрополита в Москву и перемещением с ним новгородских и псковских мастеров иконописи, которые слились с московскими мастерами, образовав «макарьевскую мастерскую». Важнейшим памятником мастерской является, например, икона «Благословенно воинство Небесного Царя» - знаменитый памятник Казанской победы.