Установите соответствие между цивилизациями и терминами и понятиями, характеризующими их развитие. К каждой позиции первого столбца относятся по 3 позиции второго столбца. 1. Древний Восток
2. Древняя Греция и Рим
а) морская цивилизация
б) фараон
в) полисы
г) античность
д) Конфуцианство
е) варно-кастовый строй
1. Заинтересованность большинства людей в развитии земледелия, ремесла и торговли.
2. Существование различий в деньгах, мер весов, длины создавали затруднения в торговли и хозяйственных связях между княжествами.
3. Невозможность покупки боярами земель из других княжеств мешало развитию вотчинного землевладения.
4. Заинтересованность в объединении земель православия.
5. Государства-княжества не могли в одиночку противостоять врагу.
- Что такое вотчина? (Вотчина – это наследственное земельное владение).
Северные соседи империи - варварские племена - в первые столетия новой эры жили еще родоплеменным строем. Германцы уже в 1в. вели оседлый образ жизни. Наиболее развитыми были племена, жившие на границах империи по Рейну и Дунаю. Гл. отраслью хоз-ва было скотоводство (кр. рог. скот, овцы, свиньи). Местами сохранялось подсечно-огневое земледелие и перелог, преобладала эксплуатация расчищенных участков. Они обрабатывались ралом(сохой) или плугом с волов или быков. Начало распространяться двухполье с чередованием яровых и озимых, реже - зерновых с бобовыми и льном. Они не испытывали недостатка в железе, которое производилось в основном на месте. Велась также добыча золота, серебра, меди, свинца. Германцы не вынося, чтобы их жилища соприкасались, селятся в отдалении друг от друга. Самой древн. формой общины считается родовая или кровно-родственная. В дальнейшем под влиянием внешних условий община могла приобрести самые разные очертания (ощина-марка – соседская община). Их община сложилась как община земельных собственников. Таковыми были не отдельные люди, а домохозяйства. Земля, в отличие от скота, рабов и утвари не подлежала отчуждению. Продать или обменять ее было практически невозм., нелепо, святотатственно. Наиболее типичн. фигурой общества был свободный домовладыка, занятый сельхоз трудом, одновременно воин, член народного собрания, хранитель обычаев и культов. Большая знатность давала привилегии(уважение, преимущество при дележе земли, предводительство на войне). Рабы стояли вне общества и образовывали достаточно узкий слой населения. Господин только облагал раба, как колона(зерном, скотом, тканью) и лишь в этом выражалась его повинность. Была соц. дифференц. (знать противостояла простонародью и держалась обособленно даже в бою). Высшим органом власти было народное собрание, или вече племени (тинг), куда шли все совершеннолетние свободные мужчины, кроме обесчестивших себя в бою. Предводители племени (принцепсы) ведали всеми текущими делами, в первую очередь судебными. Наряду с коллективной властью народного собрания и совета старейшин у германцев существовала индивид. власть племенных вождей.