В
Все
М
Математика
А
Английский язык
Х
Химия
Э
Экономика
П
Право
И
Информатика
У
Українська мова
Қ
Қазақ тiлi
О
ОБЖ
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
У
Українська література
М
Музыка
П
Психология
А
Алгебра
Л
Литература
Б
Биология
М
МХК
О
Окружающий мир
О
Обществознание
И
История
Г
Геометрия
Ф
Французский язык
Ф
Физика
Д
Другие предметы
Р
Русский язык
Г
География
MaxHelpMelol
MaxHelpMelol
25.01.2022 22:30 •  История

Установите соответствие между терминами и их значением. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца. Термины А) баскак Б) вотчина В) посад
Значение
1) часть города, где жили торговцы и ремесленники
2) представитель ордынского хана на Руси, следящий за сбором дани
3) крупное земельное наследственное владение
4) глава ополчения в древнем Новгороде

Показать ответ
Ответ:
ousod
ousod
17.03.2020 21:00

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглось, большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы - Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

В руинах лежали почти 32 тысячи промышленных предприятий. Накануне войны они давали стране 70% всего производства стали, 60 % угля. Из строя были выведены 65 тысяч километров железнодорожных путей. В ходе войны были разрушены 1700 городов, около 70 тысяч деревень. Более 25 миллионов человек лишились крова. Но еще более тяжкими потерями были человеческие жизни. Почти каждая советская семья лишилась кого-то из близких за годы войны. По последним подсчетам, потери в ходе военных действий составили 7,5 млн. человек, потери среди мирного населения - 6-8 млн. человек. К военным потерям следует добавить смертность в лагерях, которые во время войны продолжали во всю функционировать, осуществляя авральное строительство, лесоповал и горные работы в колоссальных, порожденных требованиями военного времени масштабах.

Питание заключенных тогда, может быть, еще меньше соответствовало физическим потребностям человека, чем в мирное время. Всего между 1941 и 1945 гг. преждевременная смерть настигла около 20-25 млн. граждан СССР. Разумеется, наиболее велики были потери среди мужского населения. Сокращение численности мужчин 1910-1925 гг. рождения было ужасающим и вызвало постоянные диспропорции в демографической структуре страны. Очень много женщин той же возрастной группы остались без мужей. При этом они часто были матерями-одиночками, продолжавшими в то же время трудиться на предприятиях переведенной, на военные рельсы экономики, остро нуждавшейся в рабочих руках.

Так, по переписи 1959 г. на 1000 женщин в возрасте от тридцати пяти до сорока четырех лет приходилось только 633 мужчины. Результатом стало резкое падение рождаемости в 1940-х гг., и война была здесь не единственной причиной.

Планы восстановления экономики страны.

К восстановлению разрушенного хозяйства Советское государство приступило еще в годы войны, по мере того как освобождались занятые врагом территории. Но как первоочередная задача восстановление встало только после победы. Перед страной стоял выбор пути экономического развития. В феврале - марте 1946 г. Сталин вновь вернулся к лозунгу, выдвинутому незадолго до войны: завершение строительства социализма и начало перехода к коммунизму. Сталин предполагал, что для построения материально-технической базы коммунизма достаточно довести производство чугуна до 50 млн. т в год, стали - до 60 млн. т, нефти - до 60 млн. т, угля - до 500 млн. т.

Более реалистичным был четвертый пятилетний план. Разработка этого плана тесно связана с именем Н. А. Вознесенского, стоявшего в те годы во главе Госплана. В годы войны он фактически руководил комплексом промышленности, производившей важнейшие виды вооружений: наркоматами авиационной и танковой промышленности, вооружения и боеприпасов, черной металлургии. Сын своего времени, Вознесенский пытался внедрить в ту экономическую систему, которая сложилась после войны, элементы хозяйственного расчета, материального стимулирования, хотя и при сохранении решающей роли централизованного планирования.

Сказывались такие внешнеполитические факторы, как начало холодной войны, нависшая ядерная угроза, гонка вооружения. Таким образом, первая послевоенная пятилетка была не столько пятилетием восстановления народного хозяйства, сколько строительством новых предприятий военно-промышленного комплекса - заводов для строительства судов ВМФ, новых видов вооружения.

0,0(0 оценок)
Ответ:
veronikashvidun
veronikashvidun
17.03.2020 21:00

Последний год его жизни проходит в ауле его дальнего родственника султана Тезека. Здесь он продолжал заниматься сбором историко-этнографических материалов казахов Старшего жуза. После продолжительной болезни 10 апреля 1865 года виднейший казахский ученый и Шокан Уалиханов умер. На его могиле были установлены памятник и надгробная плита. Памятник был вытесан из местного мрамора ссыльным польским революционером Леопольдом Ластов-ским. Своей научной деятельностью Шокан Уалиханов внес огромный вклад в исследование истории, культуры народов Казахстана и Центральной Азии. Научное наследие выдающегося ученого богато и многообразно. Ценными научными источниками являются его труды «Аблай», «Киргизское родословие», «Записка о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Следы шаманства у киргизов» и другие.

 

Шокан оставил после себя более 150 зарисовок и картин из жизни и быта казахов и других народов Средней Азии. Он был одним из первых профессиональных казахских художников.

 

До конца своих дней Ш. Уалиханов оставался патриотом своей Родины. Его труды заслужили мировое признание. Благодарные потомки в знак глубокого уважения к нему назвали его именем ряд улиц в городах Казахстана. Ему воздвигнуты памятники, в том числе и в городе Омске. Кокшетауский государственный университет носит имя выдающегося ученого. Здесь же проводятся международные конференции «Валихановские чтения». Шокан Уалиханов служит лучшим образцом для подражания современной казахстанской молодежи.

 

1. Расскажите о детских и юношеских годах ученого. 2. Как проходила учеба Шокана в городе Омске? 3. В каких научных экспедициях участвовал Шокан Уалиханов? 4. Перечислите основные научные труды ученого. 5. Как проходила поездка в Кашгарию? 6. Какое место занимает Шокан Уали-ханов в истории Казахстана? 7. Какую художественную литературу об ученом вы читали?

 

Адъютант — офицер, состоящий при военном начальнике для выполнения служебных поручений.

 

Декабристы — участники восстания на Сенатской площади Санкт-Петербурга в 1825 году, выступившие против самодержавия и крепостничества.

 

Кадет — воспитанник среднего военного учебного заведения.

 

Кадетский корпус — военное учебное заведение.

 

Корнет — в царской армии офицерский чин в кавалерии, равный подпоручику пехоты.

 

Кумир — объект восхищения и преклонения.

 

Патриот — человек, который отличается преданностью своему отечеству, своему народу, готовностью к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.

 

Потанин Григорий Николаевич (1835-1920) - известный русский общественный  деятель и ученый. Он был уроженцем с. Ямышево современной Павлодарской области. Друг Ш.Ш. Уалиханова осенью в Заилийском крае умер киргизский султан Чокан Чингизович Валиханов, известный своим смелым путешествием в Кашгар, город западного Китая. Мы ничем не находим более приличным почтить память Чокана Валиханова, как пожелать киргизам не так долго ждать второго Валиханова, как пришлось бурятам дожидаться второго Дорджи Банзарова. Конечно, нет лучших проводников европейской цивилизации и гуманности в среду инородцев, как сами инородцы. Поэтому мы готовы всегда симпатизировать появлению образованных инородцев, а смерть их считаем вопиющею несправедливостью судьбы».

 

Ядринцев Н.М. Чокан Чингисович Валиханов // Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Алма-Ата, 1985. Т. 5, с. 276-279.

 

1. Каким авторитетом пользовался Ш. Уалиханов среди своих современников? 2. Как выражает автор свое уважительное отношение к казахскому ученому?

0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: История
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота