Древний Рим1. Более двенадцати столетий (с VIII в. до н.э. до V в. н. э) вбирает в себя история Древнего Рима. Она оставила человечеству богатейшее культурное и художественное наследие: грандиозные архитектурные ансамбли, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, замечательные фрески, мозаики, произведения декоративно-прикладного искусства, поэтические творения Вергилия и Горация, Овидия и Катулла, сатиры Марциала и Ювенала, ораторские шедевры Цицерона, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений, систему римского права…
Своей величественной структурой римское право обязано кодификации Юстиниана2. До этого времени законодательство отличалась крайней беспорядочностью. Ряд важных вопросов закон обходил молчанием, власть была раздроблена и, кроме того, сама система законодательства отличалась размытостью, т.к происходила из массы разнородных источников. Источники права, признанные судами, делились на две основные группы: работы классических юристов со времени правления Августа3 и до времен Севера4 и императорские конституции. Труд юристов был непомерно огромен. Некоторые работы доходили в объеме до 3.000.000 строк, т.е. были в 20 раз длиннее Дигестов5 Юстиниана.
Римское право включало частное право и публичное право. Содержало стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав.
В данном реферате пойдет речь о браке в Древнем Риме.
1. Значение брака в Древнем Риме
Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего, также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.
Авторы времён Римской империи6считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.
Если желавшие заключить брак находились во власти главы семьи (арх. - лат. pater familias), им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением "расположения к браку" (лат. affectio maritalis), "решения соединить жизнь" и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигесты "De ritu nuptiarum" в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: "Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права", что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.
В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались "священными". Римские юристы конца республики уделяли большее внимание "человеческому", чем "божественному" праву, а в
Главное значение Александра в русской истории основано на том, что его деятельность совпала со временем, когда характер монгольского ига только что определялся, когда устанавливались самые отношения покоренной Руси к ее завоевателям. И нет никакого сомнения, что политическая ловкость Александра много повлияла на эти устанавливающиеся отношения. В качестве великого князя он умел не только отклонять новые татарские нашествия и давать некоторый отдых народу от страшных погромов; но и знаками глубокой покорности, а также обещанием богатых даней умел отстранять более тесное сожительство с варварами и удерживать их в отдалении от Руси. И без того по своей дикости и степным привычкам не расположенные к городской жизни, особенно в северных лесистых и болотистых странах, не привычные к сложной администрации народов оседлых и более общественных, татары тем охотнее ограничились временным пребыванием в России своих баскаков и чиновников с их свитою. Они не тронули ни ее религии, ни ее политического строя и совершенно оставили власть в руках местных княжеских родов. Ханы и вельможи их находили столь удобным и легким пользоваться огромными доходами с покоренной страны, не утруждая себя мелкими заботами суда и управления, а главное, оставаясь среди своей любимой степной природы. Александр действовал в этом смысле усердно и удачно; отстраняя татар от вмешательства во внутренние дела России, ограничив ее только вассальными отношениями и не допуская никакого послабления княжеской власти над народом, он, конечно, тем самым содействовал будущему усилению и освобождению Руси. По-видимому, он ловко умел также уклоняться от известной обязанности подчиненных владетелей водить свои дружины на хану в его войнах с другими народами. Повторяем, то был блистательный представитель великорусского типа, который с одинаковой ловкостью умеет и повелевать, и подчиняться, когда это нужно. Автор жития сообщает любопытное известие о посольстве папы Римского к Александру. Папа прислал к нему двух "хитрейших" кардиналов, чтобы научить его латинской вере. Кардиналы изложили перед ним Священную историю от Адама до Седьмого вселенского собора. Александр, посоветовавшись с своими "мудрецами", т.е. с боярами и духовенством, дал такой ответ: "Все это мы хорошо ведаем, но учения от вас не принимаем"; затем с миром отпустил посольство. И действительно, мы имеем папские грамоты к Александру и его предшественникам, которые показывают настоятельные усилия Римской курии подчинить себе Русскую церковь. А в грамоте Иннокентия IV к Александру с этою целью приводятся даже ложные ссылки на Плано Карпини, по словам которого будто бы отец Ярослава в бытность свою в великой Орде у Гаюка обратился в латинство. В известных записях Карпини нет о том ни слова.
Своей величественной структурой римское право обязано кодификации Юстиниана2. До этого времени законодательство отличалась крайней беспорядочностью. Ряд важных вопросов закон обходил молчанием, власть была раздроблена и, кроме того, сама система законодательства отличалась размытостью, т.к происходила из массы разнородных источников. Источники права, признанные судами, делились на две основные группы: работы классических юристов со времени правления Августа3 и до времен Севера4 и императорские конституции. Труд юристов был непомерно огромен. Некоторые работы доходили в объеме до 3.000.000 строк, т.е. были в 20 раз длиннее Дигестов5 Юстиниана.
Римское право включало частное право и публичное право. Содержало стройную разработанную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений, вещных прав.
В данном реферате пойдет речь о браке в Древнем Риме.
1. Значение брака в Древнем Риме
Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчёту: для продолжения рода (лат. matrimonium - брак, от лат. mater - мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения, скорее всего, также преобладал расчёт, однако не исключались браки по любви.
Авторы времён Римской империи6считали республику периодом расцвета римского брака за то, что мужчины строго контролировали мораль жён. Партнёрство супругов в современном понимании считалось не только ненужным, но и невозможным: в Древнем Риме считалось, что жена должна была посвятить свою жизнь поддержке мужа и заботе о нём.
Если желавшие заключить брак находились во власти главы семьи (арх. - лат. pater familias), им нужно было получить его разрешение. Брак также мог состояться по инициативе главы семьи, например, в целях укрепления политического или торгового партнёрства. Согласие детей было выражением "расположения к браку" (лат. affectio maritalis), "решения соединить жизнь" и тесно связано с почитанием друг друга как мужа и жены (лат. honor maritalis). Юридический характер браку придавала эта моральная сторона, а не формальная и не физическая. II титул XXIII книги Дигесты "De ritu nuptiarum" в собрании трудов римских юристов открывается словами Модестина: "Брак есть супружеский союз мужа и жены, общность всей жизни, единение божеского и человеческого права", что, по мнению учёных, подходит лишь к раннеримскому браку.
В свободном браке также присутствовал сакральный элемент, и брачные обряды также именовались "священными". Римские юристы конца республики уделяли большее внимание "человеческому", чем "божественному" праву, а в
Автор жития сообщает любопытное известие о посольстве папы Римского к Александру. Папа прислал к нему двух "хитрейших" кардиналов, чтобы научить его латинской вере. Кардиналы изложили перед ним Священную историю от Адама до Седьмого вселенского собора. Александр, посоветовавшись с своими "мудрецами", т.е. с боярами и духовенством, дал такой ответ: "Все это мы хорошо ведаем, но учения от вас не принимаем"; затем с миром отпустил посольство. И действительно, мы имеем папские грамоты к Александру и его предшественникам, которые показывают настоятельные усилия Римской курии подчинить себе Русскую церковь. А в грамоте Иннокентия IV к Александру с этою целью приводятся даже ложные ссылки на Плано Карпини, по словам которого будто бы отец Ярослава в бытность свою в великой Орде у Гаюка обратился в латинство. В известных записях Карпини нет о том ни слова.