30 сентября и 2 октября – начало наступления фашистов соответственно на брянском и на вяземском направлениях. 30 сентября – 23 октября – орловско-брянская операция. главный итог операции, – истощив и сковав крупные силы противника советские войска сорвали планы германского командования на глубокий обход красной армии и москвы с юга. 2-13 октября – вяземская операция. ее главный итог – советское командование выиграло время для организации сопротивления на можайской линии обороны. 10-30 октября – можайско-малоярославская операция. главный итог операции – противник понес большие потери и не смог добиться решающего продвижения к москве, лишь вклинился в оборону советских войск на глубину от 20 до 75 км. 10 октября – объединения западного и резервного фронтов в западный фронт. назначение на должность командующего фронтом г.к. жукова. 10 октября – 4 декабря – калининская оборонительная операция. в ходе ее, 14 октября, фашисты ворвались в калинин. к 16 октября советские войска отошли за волгу и закрепились там. с захватом калинина враг получил возможность нанести удар в обход москвы с севера и северо-востока. героическими усилиями войска калининского фронта заставили противника остановиться и перейти к обороне. 15 октября – постановление гко (государственного комитета обороны) об эвакуации москвы. в нем говорилось об эвакуации из москвы высших органов власти и , иностранных дипломатических миссий. 20 октября – в москве и в прилегающих районах решением государственного комитета обороны введено осадное положение. 24 октября – 5 декабря – тульская оборонительная операция. была выполнена главная ее – отразить наступление -фашистских войск на тульском направлении и сорвать их попытки обойти москву с юга. начало ноября – наступление фашистов на москву остановлено. 6 ноября – несмотря на близость линии фронта, как обычно, состоялось заседание московского совета депутатов трудящихся, представителей партийных и общественных организаций, посвященное очередной (24) годовщине октябрьской революции. заседание проходило на станции метро «маяковская». 7 ноября – в условиях тяжелых оборонительных боев под москвой, когда противник был в 70–100 км от столицы, состоялся военный парад на красной площади. часть войск с парада отправлялась непосредственно на фронт. 15–18 ноября – возобновление наступления фашистов на москву. конец ноября - начало декабря - выход фашистских войск к каналу москва - волга, в районе яхромы, им удалось форсировать р. нара севернее и южнее наро-фоминска, подойти к кашире с юга. на некоторых участках фашисты подошли к москве на 25–30 км. большего фашистам сделать не дали. с 5 декабря начинается этап наступления красной армии. в конце ноября в тыловом районе, позади западного и брянского фронтов, были свежие дивизии, прибывшие с дальнего востока, из сибири, с урала. г.к. жуков предложил перейти к контрнаступлению. свое предложение о контрнаступлении он обосновал так: «противник истощен. но если мы сейчас не ликвидируем опасные вражеские вклинения, немцы смогут подкрепить свои войска крупными и тогда положение может серьезно осложниться».
Анализ истории Российской Империи XIX века показывает общность и закономерность явлений и процессов, присущих всем странам Европы этой эпохи. XIX век стал веком промышленной революции. Европа успешно перешла от мануфактурного производства к машинному. Промышленные сдвиги, начавшиеся в Великобритании в 80-х годах XVIII столетия, к 30-м годам XIX века охватили европейские страны. Известно, что промышленная революция началась в Великобритании с достижений и открытий в текстильной отрасли производства. «Летучий челнок» Джона Кея, механическая прялка «Денни» Джеймса Харгривса, водяная механическая прядильная машина Ричарда Аркрайта, мюль-машина К. Вуда, механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, паровой двигатель двойного действия Джеймса Уатта - таков перечень технических изобретений, внедряемых в производство в конце XVIII - начале XIX вв. Вслед за текстильными отраслями, где наиболее благоприятно сказались достижения промышленной революции, стали развиваться металлургия и машиностроение. Преобразования в промышленности потребовали развития путей сообщения. В 1807 году первый рейс по реке Гудзон совершил пароход Роберта Фултона; через 12 лет, в 1819 году, пароход уже пересек Атлантику. 15 сентября 1830 года началось движение по первой железной дороге Манчестер-Ливерпуль. Новые технические изобретения и научные открытия в XIX веке привели к развитию электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, что привело к изменению структуры промышленного производства европейских стран. К 1870 году индустриальные перевороты произошли во Франции, Бельгии, Австро-Венгрии, Германии. Техническая революция не обошла и Россию. В 1-й половине XIX века Россия подходила к тому этапу в развитии производительных сил, при котором она стала быстро превращаться в страну электротехники, машинного производства и развивающейся индустриально-фабричной системы. Все эти изменения оказали значительное влияние на темпы экономического роста. За 1870 - 1900 годы, например, мировое промышленное производство выросло в 4 раза. Изменилось и качество экономического роста. К последней трети XIX века определилось важнейшее его свойство. Технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственным фактором экономического развития, а развитие промышленности привело к фундаментальным социальным переменам. Города, количество которых резко возросло, стали центрами общественной жизни. Изменялась социальная структура европейских государств: формировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства, возник промышленный рабочий класс, для которого его рабочая сила, а значит, и плата за нее были основными источниками существования, и, наконец, выросла численность среднего класса (предприниматели, коммерсанты, инженеры, служащие, чиновники госслужб и аппарата управления).
XIX век стал веком промышленной революции. Европа успешно перешла от мануфактурного производства к машинному. Промышленные сдвиги, начавшиеся в Великобритании в 80-х годах XVIII столетия, к 30-м годам XIX века охватили европейские страны.
Известно, что промышленная революция началась в Великобритании с достижений и открытий в текстильной отрасли производства. «Летучий челнок» Джона Кея, механическая прялка «Денни» Джеймса Харгривса, водяная механическая прядильная машина Ричарда Аркрайта, мюль-машина К. Вуда, механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, паровой двигатель двойного действия Джеймса Уатта - таков перечень технических изобретений, внедряемых в производство в конце XVIII - начале XIX вв. Вслед за текстильными отраслями, где наиболее благоприятно сказались достижения промышленной революции, стали развиваться металлургия и машиностроение.
Преобразования в промышленности потребовали развития путей сообщения. В 1807 году первый рейс по реке Гудзон совершил пароход Роберта Фултона; через 12 лет, в 1819 году, пароход уже пересек Атлантику. 15 сентября 1830 года началось движение по первой железной дороге Манчестер-Ливерпуль.
Новые технические изобретения и научные открытия в XIX веке привели к развитию электротехники, химической промышленности, машиностроения, нефтедобычи и нефтепереработки, что привело к изменению структуры промышленного производства европейских стран. К 1870 году индустриальные перевороты произошли во Франции, Бельгии, Австро-Венгрии, Германии.
Техническая революция не обошла и Россию. В 1-й половине XIX века Россия подходила к тому этапу в развитии производительных сил, при котором она стала быстро превращаться в страну электротехники, машинного производства и развивающейся индустриально-фабричной системы.
Все эти изменения оказали значительное влияние на темпы экономического роста. За 1870 - 1900 годы, например, мировое промышленное производство выросло в 4 раза. Изменилось и качество экономического роста. К последней трети XIX века определилось важнейшее его свойство. Технический прогресс, опирающийся на научные открытия, впервые стал непосредственным фактором экономического развития, а развитие промышленности привело к фундаментальным социальным переменам.
Города, количество которых резко возросло, стали центрами общественной жизни. Изменялась социальная структура европейских государств: формировался класс промышленной буржуазии, представленной владельцами капиталов и средств производства, возник промышленный рабочий класс, для которого его рабочая сила, а значит, и плата за нее были основными источниками существования, и, наконец, выросла численность среднего класса (предприниматели, коммерсанты, инженеры, служащие, чиновники госслужб и аппарата управления).