Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла в это время Русская православная церковь. Это выражалось в том, что церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель. Митрополит Петр, первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве в ее объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий (ок. 1293- 1378) встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Это был умный, образованный, обладающим твердым характером человек, одновременно отличавшийся благочестием и скромностью в личной жизни. Он был канонизирован Русской православной церковью.
Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок. 1321—1391). Уже в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался склонностью к уединению, книжному чтению, постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. Там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обет - уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя Богу. В густом Радонежском лесу впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежительной основе. Это означало, что в отличие от прежних особножительных, или келийных, монастырей, теперь все монахи жили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. Сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто братьям-монахам, таскал бревна, чинил их жилища, выполнял другую тяжелую работу.
Не случайно имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка-крестьянин. Несколько позже совершает свой отшельнический подвиг московский монах Симонова монастыря Кирилл (ок. 1337-1427), выходец из знатной ооярской семьи. Он уходит из Москвы в далекий Белозерский край и там в лесной чаще копает себе землянку-келью и ставит крест. Это было началом знаменитого на Руси Кирилло-Белозерского монастыря. Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, отказ от стяжания, т. е. накопления денег и вещей, привлекают к Кириллу людей. Он учит добру, высокой нравственности, взаимо трудолюбию, преданности родной земле. Кирилл также был канонизирован Русской православной церковью. Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи; меняли жизнь монастырского братства. Монастыри обрастали хозяйством. Князья наделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывали зависимые крестьяне, развивались торговые операции. Трудно было сохранять святость в этих Условиях. Однако истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями.
Золотая Орда — средневековое многонациональное государство на землях центральной Евразии, которое объединило в своем составе множество разных племён, народов и стран.
В 1224—1266 годах находилась в составе Монгольской империи.
В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.
В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам.
К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
Правители Править
Джучи, сын Чингисхана (1224—1227)
Батый (Бату) (ок. 1208 — ок. 1255), сын Джучи (1227—ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235—1241)
Сартак, сын Бату (1255/1256)
Улагчи, сын Бату (или Сартака) (1256—1257) при регентстве Боракчин-хатун, вдовы Бату
Берке, сын Джучи (1257—1266)
Менгу-Тимур, сын Тукана, внук Бату (1266—1269)
Ханы Править
Менгу-Тимур (1269—1282), первый хан Золотой Орды, независимой от Монгольской империи
Туда Менгу (1282—1287)
Тула Буга (1287—1291)
Тохта (1291—1312)
Узбек-хан (1313—1341)
Тинибек (1341—1342)
Джанибек (1342—1357)
Бердибек (1357—1359), последний представитель рода Бату
Кульпа(август 1359—январь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
Науруз-хан (январь—июнь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
Хизр-хан (июнь 1360—август 1361), первый представитель рода Орда-Эджена
Тимур-Ходжа-хан (август—сентябрь 1361)
Ордумелик (сентябрь—октябрь 1361), первый представитель рода Тука-Тимура
Кильдибек (октябрь 1361—сентябрь 1362), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
Мурад хан (сентябрь 1362—осень 1364)
Мир Пулад (осень 1364—сентябрь 1365), первый представитель рода Шибана
Азиз шейх (сентябрь 1365—1367)
Абдуллах-хан (1367—1368)
Хасан-хан (1368—1369)
Абдуллах-хан (1369—1370)
Мухаммед Булак-хан (1370—1372), при регентстве Тулунбек-ханум
Большую роль в объединении русских земель вокруг Москвы, в борьбе Руси с иноземными захватчиками сыграла в это время Русская православная церковь. Это выражалось в том, что церковные деятели — митрополиты, руководители крупных монастырей оказывали мощную моральную поддержку московским князьям, не жалели денег на организацию русского войска, вдохновляли русских князей, воевод, простых воинов на защиту родных земель. Митрополит Петр, первый переехавший в Москву, и его преемники оказали большую поддержку Москве в ее объединительных усилиях. Их деятельность неразрывно была связана с политикой Ивана Калиты и его сыновей. Митрополит Алексий (ок. 1293- 1378) встал рядом с Дмитрием Ивановичем, когда тот в мальчишеском возрасте занял родительский трон. Он поддерживал Дмитрия во всех его патриотических делах. Это был умный, образованный, обладающим твердым характером человек, одновременно отличавшийся благочестием и скромностью в личной жизни. Он был канонизирован Русской православной церковью.
Большое влияние на всю русскую жизнь оказал святой Сергий Радонежский (ок. 1321—1391). Уже в отроческом возрасте Варфоломей (так звали Сергия до пострижения в монахи) отличался склонностью к уединению, книжному чтению, постоянному труду и высокой религиозностью, которая удивляла окружающих. После смерти родителей, обедневших бояр, Варфоломей отказался от наследства и ушел в монастырь, где уже находился его старший брат. Там он уговорил брата принять еще более трудный и тяжелый обет - уединиться, уйти жить в пустынь и там посвятить себя Богу. В густом Радонежском лесу впервые на Руси Сергий организовал монастырь на новой, общежительной основе. Это означало, что в отличие от прежних особножительных, или келийных, монастырей, теперь все монахи жили одним общим хозяйством, не имели личного имущества и не могли заниматься личным предпринимательством. Сергий призвал их жить в братстве, любви и служить друг другу. Сам он, уже будучи игуменом монастыря, часто братьям-монахам, таскал бревна, чинил их жилища, выполнял другую тяжелую работу.
Не случайно имя Сергия знала вся Русь, к его голосу прислушивался и великий князь, и последний горемыка-крестьянин. Несколько позже совершает свой отшельнический подвиг московский монах Симонова монастыря Кирилл (ок. 1337-1427), выходец из знатной ооярской семьи. Он уходит из Москвы в далекий Белозерский край и там в лесной чаще копает себе землянку-келью и ставит крест. Это было началом знаменитого на Руси Кирилло-Белозерского монастыря. Добродетельный и скромный образ жизни, наполненный трудами и молитвами, отказ от стяжания, т. е. накопления денег и вещей, привлекают к Кириллу людей. Он учит добру, высокой нравственности, взаимо трудолюбию, преданности родной земле. Кирилл также был канонизирован Русской православной церковью. Но мирские интересы, мирские страсти проникали и за монастырскую ограду, входили в монашеские кельи; меняли жизнь монастырского братства. Монастыри обрастали хозяйством. Князья наделяли их землями, появлялась собственная пашня, которую обрабатывали зависимые крестьяне, развивались торговые операции. Трудно было сохранять святость в этих Условиях. Однако истинные ревнители религии старались сочетать христианские идеалы с житейскими условиями.
Золотая Орда — средневековое многонациональное государство на землях центральной Евразии, которое объединило в своем составе множество разных племён, народов и стран.
В 1224—1266 годах находилась в составе Монгольской империи.
В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.
В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам.
К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной — Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.
Правители Править
Джучи, сын Чингисхана (1224—1227)
Батый (Бату) (ок. 1208 — ок. 1255), сын Джучи (1227—ок. 1255), орлок (джехангир) Йекэ Монгол Улуса (1235—1241)
Сартак, сын Бату (1255/1256)
Улагчи, сын Бату (или Сартака) (1256—1257) при регентстве Боракчин-хатун, вдовы Бату
Берке, сын Джучи (1257—1266)
Менгу-Тимур, сын Тукана, внук Бату (1266—1269)
Ханы Править
Менгу-Тимур (1269—1282), первый хан Золотой Орды, независимой от Монгольской империи
Туда Менгу (1282—1287)
Тула Буга (1287—1291)
Тохта (1291—1312)
Узбек-хан (1313—1341)
Тинибек (1341—1342)
Джанибек (1342—1357)
Бердибек (1357—1359), последний представитель рода Бату
Кульпа(август 1359—январь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
Науруз-хан (январь—июнь 1360), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
Хизр-хан (июнь 1360—август 1361), первый представитель рода Орда-Эджена
Тимур-Ходжа-хан (август—сентябрь 1361)
Ордумелик (сентябрь—октябрь 1361), первый представитель рода Тука-Тимура
Кильдибек (октябрь 1361—сентябрь 1362), самозванец, выдавал себя за сына Джанибека
Мурад хан (сентябрь 1362—осень 1364)
Мир Пулад (осень 1364—сентябрь 1365), первый представитель рода Шибана
Азиз шейх (сентябрь 1365—1367)
Абдуллах-хан (1367—1368)
Хасан-хан (1368—1369)
Абдуллах-хан (1369—1370)
Мухаммед Булак-хан (1370—1372), при регентстве Тулунбек-ханум
Урус-хан (1372—1374)
Черкес-хан (1374—начало 1375)
Мухаммед Булак-хан (начало 1375—июнь 1375)
Урус-хан (июнь—июль 1375)
Мухаммед Булак-хан (июль 1375—конец 1375)
Каганбек (Айбек-хан) (конец 1375—1377)
Арабшах (Кары-хан) (1377—1380)
Тохтамыш (1380—1395)
Тимур Кутлуг (1395—1399)
Шадибек (1399—1407)
Пулад-хан (1407—1411)
Тимур-хан (1411—1412)
Джалал ад-Дин-хан (1412—1413)
Керимберды (1413—1414)
Кепек (1414)
Чокре (1414—1416)
Джаббар-Берди (1416—1417)
Дервиш-хан (1417—1419)
Кадыр-Берди (1419)
Хаджи-Мухаммад (1419)
Улу Мухаммед (1419—1423)
Барак-хан (1423—1426)
Улу Мухаммед (1426—1427)
Барак-хан (1427—1428)
Улу Мухаммед (1428)
Кичи-Мухаммед (1428)
Улу Мухаммед (1428—1432)
Кичи-Мухаммед (1432—1459)
Беклярбеки Править
Ногай, правнук Джучи, беклярбек (1256—1267, 1280—1300)
Иксар (Ильбасар), сын Тохты, беклярбек (1299/1300—1309/1310)[46]
Кутлуг-Тимур, беклярбек (ок. 1309/1310—1321/1322)[47]
Алау, беклярбек Джанибека
Мамай, беклярбек (1357—1359, 1363—1364, 1367—1369, 1370—1372, 1377—1380)
Едигей, сын Мангыт Балтычак-бека, беклярбек (1395—1419)
Мансур-бий, сын Едигея, беклярбек (1419)
Наурус-бий, беклярбек при Улуг-Мухаммеде и Кичи-Мухаммеде.