В 1868-1869 гг в нереволюционном журнале «Неделя» появляется серия «Исторических писем» за подписью Миртова. Автором их был отставной полковник П.Л.Лавров, бывший профессор артиллерийской академии. Эти письма стали резвычайно популярны в среде современной радикальной молодёжи.
Лавров полагал, что формула прогресса — это «развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Воплощение в общественных формах истины и справедливости». До сих пор, полагал Лавров, только меньшинство пользовалось благами прогресса за счёт огромного большинства, угнетённого и страдающего. Критически мыслящие личности из среды образованного меньшинства обязаны уплатить народной массе свой долг за своё развитие «внесением научного понимания и справедливости в общественные формы». Они должны «внести человечность в механизм жизни, разбудить мысль, возбудить ненависть и отвращение к обыденному злу. Двигателем прогресса всегда были «одинокие борющиеся личности». Лавров утверждает, что «борясь за улучшение общественных форм и за освобождение народных масс от угнетения, личность действует ради собственного наслаждения». Для успеха борьбы «нужны энергичные, фанатические люди, рискующие всем и готовые жертвовать всем, нужны мученики, а потом их гибель, и их легенда одушевит тысячи тою энергию, которая нужна для борьбы. После этого критически мыслящие и энергически желающие личности должны организовать партию борцов за истину и справедливость, которая начнёт борьбу с отжившими общественными формами. Эта борьба должна привести к победе деятелей прогресса».
В сфере политики Лавров выступает за упразднение государства, то есть в доведении государственного элемента в обществе до минимума, то есть в устранении всякой принудительности политического договора для личностей с ним несогласных.
В сфере экономики Лавров считал, что основой будущего развития русского народа служит крестьянство с общинным землевладением: «Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования её продуктами. Сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя. Поглотить в общественной собственности частную. Дать крестьянству то образование и то понимание его общественных потребностей, без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами, - вот специально русские цели».
Во и задания к тексту:
1. Какие ценности и идеалы лежат в основе теории Лаврова? Какой идеологии они соответствуют?
2. Проанализируйте политические устремления Лаврова. Укажите отрицательные и положительные моменты его теории в сфере политики.
3. О каких «легальных правах» крестьянства говорит Лавров? Как вы считаете, прав ли он, нет ли в его экономической программе противоречий?
Коллективизация привела к следующим демографическим изменениям :
произошло падение уровня сельскохозяйственного производства
ухудшились условия жизни ( что привело к обострению продовольственной проблемы и массовому голоду)
государство получило возможность бесконтрольно распоряжаться поставками продукции, тем самым фактически была восстановлена продразверстка
перекачивание средств из сельского хозяйства в промышленность закрепило техническую отсталошсть села и не позволило перейти от экстенсивных форм хозяйствования к интенсивным
крестьянин перестал существовать как собственник и превратился в наемного сельскохозяйственного рабочего
потому что , геноцид против казахского народа, сопровождался огромными человеческими жертвами и, как следствие, откочевкой населения, что и привело к изменениям
Казахское общество состояло из двух основных социальных групп-ак суйек (белая кость) и кара суйек (черная кость). К ак-суйек относились султаны- потомки Чингис хана и ходжи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммада (ум. В 632 г.). Все остальные группы и прослойки общества состовляли кара-суйек.
(каз. Қазақ ханы) — высшая государственная должность в Казахском ханстве. Хан утверждался из числа султанов (потомков Чингисхана) путём выборов (хан сайлау) . Если хан не оправдывал надежд и угнетал своих подданных, решением маслихата его низлагали. У хана отбирали всё имущество. Он не имел права сопротивляться, если хан или султан сопротивлялся и при этом пострадали люди, он обязан был выплатить выкуп. А если пострадали толенгуты хана, выкуп не платили. Этот обычай назывался — «грабеж хана» (хан Талау). Хан талау применялся и к баям. Первый и единственный хан к которому он применялся И. Султанов выделили следующие функции ханской власти: Хан как глава царствующего рода и верховный сюзерен казахских племён имел верховное право распоряжаться всей территорией, всеми землями; в его обязанности входило охранять страну от внешних врагов. Хану принадлежало право объявления войны и мира.
Объяснение: