Историки неоднократно обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII-XIII вв. событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.
С начала I тысячелетия н.э. на территории Восточно-Европейской равнины, уже осваивавшейся различными земледельческими племенами, расселились славянские племена. В V-VI вв., в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неоднородности в обществе, они создали полтора десятка племенных союзов или княжений. Это были еще догосударственные образования, своеобразная политическая форма объединений эпохи «военной демократии». Из таких объединений обычно возникает затем либо рабовладельческое государство, либо раннефеодальное государство. Русская летопись «Повесть временных лет» называет эти княжения: полян (вокруг Киева), родимичей (на реке Сож), вятичей (на реке Оке), северян (соседей полян с центром в Чернигове), дреговичей (Минск, Витебск), древлян (Мозырь, Пинск – Полесье), кривичей (Псков, Тверь, Смоленск), ильменских словен (Новгород). Кроме славян здесь жили предки угров – финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и протобалты – предки современных эстонцев, латышей и литовцев.
Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Важную роль в ходе образования государства играли неразвитые рабовладельческие отношения. Большинство современных специалистов склоняются к тому, что народы, населяющие Восточную Европу, создали государственность, вообще минуя рабовладельческий тип и перейдя сразу к феодализму. Здесь возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права.
Таким образом, к IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля – все это укреплению позиций родоплеменной знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская (территориальная) община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.
Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной – все это создавало предпосылки для появления государственной власти.
Содружество Независимых Государств (СНГ) является региональной межправительственной организацией, целью которой есть сотрудничество между бывшими советскими республиками по политическим, экономическим, экологическим, гуманитарным, культурным и другим вопросам.
Фактически, создание СНГ было инициировано прямой наследницей СССР – Российской Федерацией для попытки дать второе дыхание отношениям между республиками. Но, есть мнение, что целью создание СНГ есть попытка не потерять влияние РФ на другие страны-соседки. Более того, СНГ было создано и как альтернатива и противовес для Европейского Союза и США. По факту, СНГ отыгрывает важнейшую роль в становлении и развитии стран-участниц (и соседей также), так как перечень сфер для сотрудничества необъятное количество. Но, несмотря на единую для всех цель СНГ, важно отметить разницу во векторах развития/политических взглядах стран постсоветского пространства:
1) Ориентированные на Запад откровенные противники, которые открыто противостоят российским амбициям (Грузия, Украина, Молдова, страны Балтии) и обращаются за к западным организациям, таким как НАТО или ЕС.
2) Прагматически ориентированные игроки с маятниковым поведением (Узбекистан, Грузия после 2013 года, Азербайджан) или государства, называющие себя «нейтральными» (Туркменистан) - оба страны, проводящие политику баланса и пытающихся маневрировать между ЕС и США.
3) Относительно стабильные партнеры России, представляющие ядро организации СНГ и участвующие во всех российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве (Казахстан, Беларусь), что, однако, не означает согласия с курсом России.
4) Верные последователи Кремля, чья безопасность (суверенитет) зависит от Большого брата (Армения, Таджикистан, Киргизстан).
Историки неоднократно обращали внимание на неоднозначное понимание летописцами XII-XIII вв. событий, связанных с возникновением государственности у восточных славян. Этот вопрос остается актуальным и в настоящее время.
С начала I тысячелетия н.э. на территории Восточно-Европейской равнины, уже осваивавшейся различными земледельческими племенами, расселились славянские племена. В V-VI вв., в условиях распада родовых отношений и формирования социальной неоднородности в обществе, они создали полтора десятка племенных союзов или княжений. Это были еще догосударственные образования, своеобразная политическая форма объединений эпохи «военной демократии». Из таких объединений обычно возникает затем либо рабовладельческое государство, либо раннефеодальное государство. Русская летопись «Повесть временных лет» называет эти княжения: полян (вокруг Киева), родимичей (на реке Сож), вятичей (на реке Оке), северян (соседей полян с центром в Чернигове), дреговичей (Минск, Витебск), древлян (Мозырь, Пинск – Полесье), кривичей (Псков, Тверь, Смоленск), ильменских словен (Новгород). Кроме славян здесь жили предки угров – финские племена (меря, мурома, черемиса, чудь и др.) и протобалты – предки современных эстонцев, латышей и литовцев.
Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в соседскую. Важную роль в ходе образования государства играли неразвитые рабовладельческие отношения. Большинство современных специалистов склоняются к тому, что народы, населяющие Восточную Европу, создали государственность, вообще минуя рабовладельческий тип и перейдя сразу к феодализму. Здесь возникновение классового общества привело непосредственно к созданию феодального государства и права.
Таким образом, к IX веку родовые отношения у славян находились в стадии разложения. Постоянная борьба с кочевниками, походы на Византию, торговля – все это укреплению позиций родоплеменной знати, ее обогащению, укреплению военно-дружинной организации. На место родовой общины приходит соседская (территориальная) община. Связи между общинниками были в ней не кровными, а хозяйственными.
Возникновение имущественного неравенства, сосредоточение власти и богатства в руках родовых и племенных вождей, формирование преданных вождю военных дружин, переход от кровнородственной общины к территориальной – все это создавало предпосылки для появления государственной власти.
Содружество Независимых Государств (СНГ) является региональной межправительственной организацией, целью которой есть сотрудничество между бывшими советскими республиками по политическим, экономическим, экологическим, гуманитарным, культурным и другим вопросам.
Фактически, создание СНГ было инициировано прямой наследницей СССР – Российской Федерацией для попытки дать второе дыхание отношениям между республиками. Но, есть мнение, что целью создание СНГ есть попытка не потерять влияние РФ на другие страны-соседки. Более того, СНГ было создано и как альтернатива и противовес для Европейского Союза и США. По факту, СНГ отыгрывает важнейшую роль в становлении и развитии стран-участниц (и соседей также), так как перечень сфер для сотрудничества необъятное количество. Но, несмотря на единую для всех цель СНГ, важно отметить разницу во векторах развития/политических взглядах стран постсоветского пространства:
1) Ориентированные на Запад откровенные противники, которые открыто противостоят российским амбициям (Грузия, Украина, Молдова, страны Балтии) и обращаются за к западным организациям, таким как НАТО или ЕС.
2) Прагматически ориентированные игроки с маятниковым поведением (Узбекистан, Грузия после 2013 года, Азербайджан) или государства, называющие себя «нейтральными» (Туркменистан) - оба страны, проводящие политику баланса и пытающихся маневрировать между ЕС и США.
3) Относительно стабильные партнеры России, представляющие ядро организации СНГ и участвующие во всех российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве (Казахстан, Беларусь), что, однако, не означает согласия с курсом России.
4) Верные последователи Кремля, чья безопасность (суверенитет) зависит от Большого брата (Армения, Таджикистан, Киргизстан).