Александр и Наполеон – современники, с 1807 по 1811 год – союзники, едва не породнившиеся между собой, а до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. Каждый из них (сначала – Наполеон, потом – Александр) , хотя и по – разному, сыграл роль Агамемнона Европы, «царя царей» .
Прежде всего, и тот и другой - деспоты. Оба они во главу угла любого решения ставили свою волю. Но даже в этой общности они были очень разными. Если Наполеон представлял буржуазный прогресс, то Александр – феодальную реакцию. С другой стороны, Наполеон дискредитировал свое прогрессивное начало как тиран внутри Франции и агрессор вне её. Александр же маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ, ни один из которых, однако, не был реализован – главным образом потому, что царь боялся либо феодального заговора, который заставил бы его разделить судьбу отца и деда, либо антифеодального взрыва с появлением в России доморощенного Робеспьера или Наполеона. Между тем реформы «дней александровых» могли бы укорить национальное развитие России и освободить её от крепостничества на несколько десятилетий раньше 1861г.
Союз между Наполеоном и Александром не мог быть прочным, поскольку его основополагающее условие, то есть соучастие обеих сторон в континентальной блокаде Англии, совершенно необходимое для Наполеона, было абсолютно неприемлемым для Александра. Борьба между ними не на жизнь, а на смерть оказалась неизбежной, а исход её определили народы Европы, национальное достоинство которых унижал своим диктатом Наполеон. Восставшая против Наполеона Европа видела в Александре своего освободителя, горячо поддержала его и только после крушения Наполеона могла, разочаровано констатировать, что попала из огня да в пламя. Таким образом, история преподала своим героям поучительный урок. Даже столь могучий гений, каким был Наполеон, представлявший к тому же прогрессивное буржуазное начало, не мог противостоять реакционному феодальному лагерю с его посредственными или даже ничтожными по сравнению с ним вождями, ибо своей агрессивностью восстановил против себя чужие народы, а на собственный народ, когда враги вторглись во Францию, не захотел опереться.
Именно сравнение Александра с Наполеоном побуждает историков недооценивать Александра – сравнение, которого Александр, конечно, не выдерживает. Даже официальный биограф царя, его внучатый племянник Николай Михайлович вынужден был признать: «Как правитель громадного государства, благодаря гениальности сперва его союзника, а потом врага, Наполеона, он навсегда займет особое положение в истории Европы начала 19 столетия, получив и от мнимой дружбы и от соперничества с Наполеоном то наитие, которое составляет необходимый атрибут великого монарха. Его облик стал как бы дополнением образа Наполеона. Гениальность Наполеона отразилась, как на воде, на нем и придала ему то значение, которого он не имел бы, не будь этого отражения» .
Но судить об Александре нужно намного выше, как это сделал А. З. Манфред в книге о Наполеоне: «Среди монархов династии Романовых, не считая стоявшего особняком Петра I, Александр I был, по–видимому, самым умным и умелым политиком» . К такому мнению склонялся сам Наполеон, который, хотя и говорил об Александре, что «во всем и всегда ему чего-то не хватает» и «то, чего ему не хватает, меняется до бесконечности» , все же заключил свои высказывания о нем на острове Святой Елены так: «Это, несомненно, самый из всех царствующих монархов»
Выдающийся ученый, языковед, основатель теории фонем и фонетических чередований, основоположник фонологии Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, по рождению поляк. На основе его исследований возникло новое направление - экспериментальная фонетика. Член-корреспондент Петербургской Академии наук, преподавал в различных университетах, помимо Петербургского. Умер и похоронен в Варшаве.
Трудно не упомянуть заслуги таких выдающихся людей, естественно, не русской национальности, но сделавшие тем не менее так много для русской культуры.
Это гениальные музыканты Эмиль Гилельс, Генрих и Станислав Нейгаузы, Леонид Коган, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Захар Брон, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, выдающийся основатель петербургской скрипичной школы Леопольд Ауэр и много других имен.
Прежде всего, и тот и другой - деспоты. Оба они во главу угла любого решения ставили свою волю. Но даже в этой общности они были очень разными. Если Наполеон представлял буржуазный прогресс, то Александр – феодальную реакцию. С другой стороны, Наполеон дискредитировал свое прогрессивное начало как тиран внутри Франции и агрессор вне её. Александр же маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ, ни один из которых, однако, не был реализован – главным образом потому, что царь боялся либо феодального заговора, который заставил бы его разделить судьбу отца и деда, либо антифеодального взрыва с появлением в России доморощенного Робеспьера или Наполеона. Между тем реформы «дней александровых» могли бы укорить национальное развитие России и освободить её от крепостничества на несколько десятилетий раньше 1861г.
Союз между Наполеоном и Александром не мог быть прочным, поскольку его основополагающее условие, то есть соучастие обеих сторон в континентальной блокаде Англии, совершенно необходимое для Наполеона, было абсолютно неприемлемым для Александра. Борьба между ними не на жизнь, а на смерть оказалась неизбежной, а исход её определили народы Европы, национальное достоинство которых унижал своим диктатом Наполеон. Восставшая против Наполеона Европа видела в Александре своего освободителя, горячо поддержала его и только после крушения Наполеона могла, разочаровано констатировать, что попала из огня да в пламя. Таким образом, история преподала своим героям поучительный урок. Даже столь могучий гений, каким был Наполеон, представлявший к тому же прогрессивное буржуазное начало, не мог противостоять реакционному феодальному лагерю с его посредственными или даже ничтожными по сравнению с ним вождями, ибо своей агрессивностью восстановил против себя чужие народы, а на собственный народ, когда враги вторглись во Францию, не захотел опереться.
Именно сравнение Александра с Наполеоном побуждает историков недооценивать Александра – сравнение, которого Александр, конечно, не выдерживает. Даже официальный биограф царя, его внучатый племянник Николай Михайлович вынужден был признать: «Как правитель громадного государства, благодаря гениальности сперва его союзника, а потом врага, Наполеона, он навсегда займет особое положение в истории Европы начала 19 столетия, получив и от мнимой дружбы и от соперничества с Наполеоном то наитие, которое составляет необходимый атрибут великого монарха. Его облик стал как бы дополнением образа Наполеона. Гениальность Наполеона отразилась, как на воде, на нем и придала ему то значение, которого он не имел бы, не будь этого отражения» .
Но судить об Александре нужно намного выше, как это сделал А. З. Манфред в книге о Наполеоне: «Среди монархов династии Романовых, не считая стоявшего особняком Петра I, Александр I был, по–видимому, самым умным и умелым политиком» . К такому мнению склонялся сам Наполеон, который, хотя и говорил об Александре, что «во всем и всегда ему чего-то не хватает» и «то, чего ему не хватает, меняется до бесконечности» , все же заключил свои высказывания о нем на острове Святой Елены так: «Это, несомненно, самый из всех царствующих монархов»
Выдающийся ученый, языковед, основатель теории фонем и фонетических чередований, основоположник фонологии Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, по рождению поляк. На основе его исследований возникло новое направление - экспериментальная фонетика. Член-корреспондент Петербургской Академии наук, преподавал в различных университетах, помимо Петербургского. Умер и похоронен в Варшаве.
Трудно не упомянуть заслуги таких выдающихся людей, естественно, не русской национальности, но сделавшие тем не менее так много для русской культуры.
Это гениальные музыканты Эмиль Гилельс, Генрих и Станислав Нейгаузы, Леонид Коган, Святослав Рихтер, Давид Ойстрах, Захар Брон, Элисо Вирсаладзе, Наталия Гутман, выдающийся основатель петербургской скрипичной школы Леопольд Ауэр и много других имен.