Восемь тысяч воинов утром 2 августа 216 года до н.э. оставил для защиты своего укрепленного лагеря. остальная часть войска была выстроена в линию, примыкавшую левым флангом к реке. этим гарантировал себя от обхода римской кавалерией с этой стороны. фланг этот был также защищен отрядом галло-испанской кавалерии . правый фланг примыкал к побережью адриатического моря. в центре порядка была выставлена галльская пехота . по краям галльской и испанской пехоты располагались фаланги африканской пехоты. варрон в начале битвы попытался атаковать лагерь отрядом в 11 тысяч воинов. постепенно римский полководец был вынужден ввести в бой всю массу своих войск. пехота была выстроена в глубину громадной колонной. по фронту 65 тысяч римлян заняли пространство, которое занимали 32 тысячи воинов . на правом фланге римлян действовали 2400 всадников, на левом – 4800. в ходе боя легкой пехоты кельты-галлы продвинулись вперед – их боевая линия выгнулась дугой. тяделые фаланги африканцев остались на месте. на левом фланге карфагенян конница разгромила слабую кавалерию римлян. обогнул тыл римского войска и врезался в ряды конницы союзников рима. атаки с тыла всадники варрона не смогли выдержать, ведь с фронта на них наседали нумидийцы. всадники легкой нумидийской кавалерии бросились догонять разбитого врага, а галлы и испанцы повернули своих коней в тыл пехоте варрона. в центре римляне почти сквозь тонкую линию пеших галлов и испанцев. варрон бросил на прорыв строя все свои резервы – триариев и принципов. фаланга римлян давила, как громадный таран.
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле : обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д. наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). изображения выполнялись в невысоком рельефе при ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина. несомненный признак скифской принадлежности того или иного изделия — особый способ изображения животных, так называемый скифо-сибирский звериный силь. животные всегда изображаются в движении и сбоку, но с обращённой в сторону зрителя головой. особенностями скифского звериного стиля являются необычайная живость, характерность и динамика образов, замечательная приспособленность изображений к формам предметов. в искусстве скифов iv—iii вв. до н. э. образы животных получали все более орнаментальную, линейно-плоскостную трактовку. существовали и каменные, сильно схематизированные изваяния скифов-воинов, устанавливавшиеся на курганах. с v в. до н. э. греческие мастера изготовляли предметы декоративно-прикладного искусства для скифов, сообразуясь с их художественными вкусами. по мнению учёных — скифы и древние греки оказали значительное влияние на многие народы, жившие на территории европейской части бывшего , так, например, такое влияние они оказали на меотскую культуру , что видно из артефактов, найденных в курганах келермесских карагодеуашх и др. показательны и курганы: куль-оба солоха чертомлык толстая могила и др.; уникальные настенные росписи открыты в неаполе скифском.