Понятие Нового времени зарождается в эпоху Возрождения, и в
сознании гуманистов оно ассоциировалось с новой Античностью, которая
придет на смену «темным векам». Собственно сочетание «новое время» стало
употребляться в сочинениях XV века. А окончательное утверждение
трехчастного деления всеобщей истории на Античность, Средние века и Новое
время связывают с трехтомным сочинением немецкого историка Кристофа
Келлера (1638–1707) «Historia Universalis».
Эпитет «новое» у гуманистов и у их наследников, ученых и философов-
«новаторов» XVII века, а затем и у просветителей следующего столетия имел
не только временную отсылку, но и содержал положительную оценку. В этом
проявлялся эгоцентризм их творческого порыва. Поскольку Новое время
виделось возвращением к гуманистическим идеалам классической древности
Греции и Рима, лежащее между ними Средневековье, в свою очередь, часто
наделялось негативными характеристиками. Его «реабилитацией» займутся
романтики в конце XVIII – начале XIX века.
Содержание нововременной эпохи в сознании современников, конечно,
менялось вместе с усвоением новаций. «Революция Гуттенберга» середины
XV века, то есть применение книгопечатания, означала информационный
скачок, сопоставимый с появлением персонального компьютера и сети
Интернет в конце XX века. Начало Великих географических открытий — от
первой экспедиции Христофора Колумба (1492) до первого кругосветного
путешествия под предводительством Фернана Магеллана (1519–1522) —
обозначило разрыв с замкнутым существованием регионов и цивилизаций,
открывая дорогу для колониальной экспансии европейских государств.
Реформация, религиозные войны и возникновение ряда протестантских
конфессий наряду с католической церковью в XVI веке основательно потрясли
средневековое мировоззрение. А естественнонаучная революция второй
половины XVI – XVII веков выковала новые формы знания о мире,
построенные на эксперименте, технически оснащенном наблюдении,
математических подсчетах и рациональных заключениях. Становление
централизованных государств с регулярными бюрократиями, армиями и
налогами потребовало создания стандартизированной культуры образованных
элит, что послужило предпосылкой для возникновения западноевропейских
наций.
Ко второй половине XVIII – середине XIX века стала очевидна
значимость тех перемен, которые Новое время привнесло в организацию
экономической жизни и социальную структуру. Их выявило ускорение
преобразований в ходе промышленного переворота, захватившего тогда
большую часть Европейского континента. Наиболее значимым после появления
труда Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776), конечно, является анализ капиталистического производства в
трудах Карла Маркса (1818–1883). Его сочинения стали отправной точкой
полемики в суждениях о современной эпохе для последующих поколений мыслителей.
“Новые традиции казахов”
Мы были белыми гусями,
Едиными и равными в строю,
Парили вольными над чистыми лугами,
Ныряли в родниковую струю.
Невесть откуда взявшийся пожар,
Огнем всю нашу доблесть, честь слизал.
Лишь у немногих тлеет сердца жар,
У большинства – пожар его пожрал…
Сегодня много бьющих в грудь себя,
Свою предусмотрительность хваля.
Умишка лишь на то хватает им,
Чтобы хватать себе в ущерб другим.
Сегодня стало много болтовни,
Делячества, снобизма напоказ,
Но деловитость, только пальцем ткни,
Как пыль с кошмы, слетит бесследно враз.
Богатых также много развелось,
Но толк от них – напиться горьких слёз,
А больше всех – любителей поспать,
Носителей пустых мечтаний, грёз…
Увы, нет больше ценностей у нас,
Богатым нужен скот,
Ученым – власть,
И мало уж кому – народ…
(1908 г.)
Понятие Нового времени зарождается в эпоху Возрождения, и в
сознании гуманистов оно ассоциировалось с новой Античностью, которая
придет на смену «темным векам». Собственно сочетание «новое время» стало
употребляться в сочинениях XV века. А окончательное утверждение
трехчастного деления всеобщей истории на Античность, Средние века и Новое
время связывают с трехтомным сочинением немецкого историка Кристофа
Келлера (1638–1707) «Historia Universalis».
Эпитет «новое» у гуманистов и у их наследников, ученых и философов-
«новаторов» XVII века, а затем и у просветителей следующего столетия имел
не только временную отсылку, но и содержал положительную оценку. В этом
проявлялся эгоцентризм их творческого порыва. Поскольку Новое время
виделось возвращением к гуманистическим идеалам классической древности
Греции и Рима, лежащее между ними Средневековье, в свою очередь, часто
наделялось негативными характеристиками. Его «реабилитацией» займутся
романтики в конце XVIII – начале XIX века.
Содержание нововременной эпохи в сознании современников, конечно,
менялось вместе с усвоением новаций. «Революция Гуттенберга» середины
XV века, то есть применение книгопечатания, означала информационный
скачок, сопоставимый с появлением персонального компьютера и сети
Интернет в конце XX века. Начало Великих географических открытий — от
первой экспедиции Христофора Колумба (1492) до первого кругосветного
путешествия под предводительством Фернана Магеллана (1519–1522) —
обозначило разрыв с замкнутым существованием регионов и цивилизаций,
открывая дорогу для колониальной экспансии европейских государств.
Реформация, религиозные войны и возникновение ряда протестантских
конфессий наряду с католической церковью в XVI веке основательно потрясли
средневековое мировоззрение. А естественнонаучная революция второй
половины XVI – XVII веков выковала новые формы знания о мире,
построенные на эксперименте, технически оснащенном наблюдении,
математических подсчетах и рациональных заключениях. Становление
централизованных государств с регулярными бюрократиями, армиями и
налогами потребовало создания стандартизированной культуры образованных
элит, что послужило предпосылкой для возникновения западноевропейских
наций.
Ко второй половине XVIII – середине XIX века стала очевидна
значимость тех перемен, которые Новое время привнесло в организацию
экономической жизни и социальную структуру. Их выявило ускорение
преобразований в ходе промышленного переворота, захватившего тогда
большую часть Европейского континента. Наиболее значимым после появления
труда Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
(1776), конечно, является анализ капиталистического производства в
трудах Карла Маркса (1818–1883). Его сочинения стали отправной точкой
полемики в суждениях о современной эпохе для последующих поколений мыслителей.
“Новые традиции казахов”
Мы были белыми гусями,
Едиными и равными в строю,
Парили вольными над чистыми лугами,
Ныряли в родниковую струю.
Невесть откуда взявшийся пожар,
Огнем всю нашу доблесть, честь слизал.
Лишь у немногих тлеет сердца жар,
У большинства – пожар его пожрал…
Сегодня много бьющих в грудь себя,
Свою предусмотрительность хваля.
Умишка лишь на то хватает им,
Чтобы хватать себе в ущерб другим.
Сегодня стало много болтовни,
Делячества, снобизма напоказ,
Но деловитость, только пальцем ткни,
Как пыль с кошмы, слетит бесследно враз.
Богатых также много развелось,
Но толк от них – напиться горьких слёз,
А больше всех – любителей поспать,
Носителей пустых мечтаний, грёз…
Увы, нет больше ценностей у нас,
Богатым нужен скот,
Ученым – власть,
И мало уж кому – народ…
(1908 г.)