В середине XIX в. заметную роль в культурной жизни Казахстана и России начинает играть зарождающаяся национальная интеллигенция, получившая образование в русских учебных заведениях. Одним из выдающихся представителей национальной интеллигенции является Ш. Ш. Уалиханов. Шокан (Мухаммед-Ханафия) родился в ноябре 1835 г. в местечке Кунтимес, на территории современного Сарыкольского района Костанайской области, в семье старшего султана Аман-Карагайского окружного приказа майора Шингиза Уалиева.
В 1847 г. 12-летний Шокан был определен на учебу в Омский кадетский корпус, считавшийся тогда лучшим учебным заведением Сибири, где в совершенстве овладел русским языком, получил обширные знания. По окончании кадетского корпуса в 1853 г. он был назначен на службу при генерал-губернаторе Западной Сибири Г. Гасфорте. На формирование мировоззрения и взглядов Шокана Уалиханова оказали глубокое воздействие специфические условия предреформенной России, стоявшей накануне отмены крепостного права.
В 1854-1857 гг. Ш. Уалиханов принимает активное участие в экспедициях по Южному Казахстану и Киргизии. В 1855 г. путешествует по Центральному Казахстану, Семиречью и Тарбагатаю, изучает развалины древних городов, наскальные рисунки, каменные изваяния, записывает предания, песни и сказки казахского народа. В 1856-1857 гг. Уалиханов участвует в военно-научных экспедициях по Кыргызстану, где впервые записал поэму «Манас».
Дальнейшей направленности научной деятельности Ш.Уалиханова знакомство с П. Семеновым-Тянь-Шанским, выразившим восхищение ученым-казахом. В 1857 г. по рекомендации П. Семенова-Тянь-Шанского Ш. Уалиханов был избран в члены Русского Географического общества.
Расцвет научной и просветительской деятельности Ш. Уалиханова относится к концу 50-х-началу б0-х годов XIX столетия. В 1858-1859 гг. он совершил свое самое увлекательное и опасное путешествие в Восточный Туркестан.
В конце 1859 г. Ш. Уалиханов приехал в Петербург, где ученые встретили его как отважного путешественника и исследователя. По поручению военно-ученого комитета Генерального штаба он составил карты Средней и Центральной Азии, под его редакцией были подготовлены «Карта пространства между озером Балхаш и хребтом Алатау». «Карта к отчету о результатах экспедиции к озеру Иссык-Куль», «Карта Западного края Китайской империи» и другие. Он составил материалы по географии и этнографии Казахстана и Средней Азии, выступил с докладами в Императорском географическом обществе.
Весной 1864 г. Ш. Уалиханов принял участие в походе на Ташкент под предводительством генерала Черняева, но вскоре, недовольный его действиями, оставил отряд и вернулся в Алтын-Эмель в аул султана Тезека, где женился на его сестре Айсаре.
Русские и западно-европейские востоковеды высоко оценили подвиг казахского ученого. Его работы после возвращения на Родину были переведены на немецкий, английский, французский языки. Неоспоримым свидетельством заслуг Уалиханова стало избрание в возрасте двадцати одного года членом Русского географического общества. Ш. Уалиханов скончался в апреле 1865 г. в урочище Коген Теген, недалеко от подножия Алтын-Эмельского хребта.
Шокан Уалиханов, как прогрессивный мыслитель своего времени, очень любил Россию Пушкина, Чернышевского, Достоевского. Шокан высоко ценил дружбу с выдающимися представителями русского народа, и эти чувства были взаимными. Короткая, но яркая жизнь Шокана была посвящена не только служению своему народу, но и представлению России и миру жизни казахов, их , настоящего, их помыслов о будущем.
Формативные задания:
Применение:
Как используются труды Чокана Валиханова в современной науке?
В каких условиях рос Чокан?
Анализ:
Почему Чокан совершил свою самостоятельную, знаменитую поездку в Кашгар?
Можно ли считать данную поездку географическим подвигом?
Что является доказательством того, что на становление Чокана повлияли российские ученые и писатели?
Синтез:
Как жизнь Чокана связана с тем, что в тот период Казахстан стал колонией российской империи?
Как вы считаете, что было бы, если Чокан прожил более 30 лет?
Оценка:
От чего умер Чокан? Разумно ли это, то почему?
Если бы вы оказались на месте Чокана Валиханова пожертвовали ли вы своим здоровьем?
Конец VIII — начало IX века: Причины сохранения независимости Кыргызского государства. После поражения и смерти Барсбека Кыргызский каганат попал в зависимость от Второго Восточного Тюркского каганата. После смерти в 716 году тюркского кагана Капагана целый ряд племен восстает против тюрков, стремясь избавиться от их господства. Кыргызское государство тоже формально становится независимым.
Кыргызы, пытаясь усилить свои позиции, стремятся укрепить взаимоотношения с Танским Китаем. Китайские хроники сообщают, что в 722 году ставку Танской империи с посольской миссией посетил кыргызский царевич Исибо Шэючжэ Виши Сыгинь, а в 723 году — другой царевич Цзюйли Пиньхэчжун Сыгинь. Оба посольства были тепло приняты императором, а царевичам присвоены высокие чины. Есть сообщения о кыргызских торговцах, которые в 724, 747, 748 годах перегоняли в Китай тысячи лошадей для продажи. Следовательно, кыргызский народ, несмотря на поражение в войне 710-711 годов, сумел восстановить свою независимость и достойно участвовал в политической и экономической жизни Центральной Азии.
Объяснение:
Казахская философия — философские идеи казахских мыслителей.
Одним из первых казахских мыслителей считается суфий XII века Ахмед Ясави. Следующими заметными представителями казахской мысли считаются Абай Кунанбаев и Шакарим Кудайбердиев. К казахским мыслителям также отнесены тюркские авторы Юсуф Баласагуни и Махмуд ал-Кашгари. Современный исследователь Абдималик Нысанбаев подчеркивает, что казахские философы не создавали законченных философских систем, но поднимали важные мировоззренческие проблемы в своём литературном творчестве.
Активный интерес к казахской философии возник после обретения Казахстаном независимости в 1991 году. В современной казахской философии получили развитие идеи евразийства и номадологии[источник не указан 3200 дней].
29-30 сентября 2016 года в Алматы состоялся Второй Казахстанский философский конгресс на тему «Философия Казахстана в пространстве мировой философской мысли: история, современность, перспективы». Летом 2016 года философское сообщество Республики Казахстан было принято в Международную Федерацию философских обществ.