В традиционном христианском понимании средневековой эпохи человек — это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную. Поэтому все свои помыслы он должен посвятить лишь одному — любви к Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия. С конца XIII — начала XIV вв. на смену христианскому теоцентризму приходит антропоцентризм эпохи Возрождения, когда человек, проблемы личности становятся центром и целью всякого познания, мышления в целом.
Идейным течением эпохи Возрождения был гуманизм, в частности антропоцентризм и индивидуализм, в которых преобладал интерес к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинства. Появилось новое понимание окружающего мира, широкое рас получили идеи равенства. Индивидуализм в эпоху Ренессанса будил мысль и волю, был нацелен на максимальное раскрытие возможностей человека, лучших сторон неповторимого своеобразия личности. По идее антропоцентризма, человек - воплощение высшего совершенства и высшего смысла вселенной, ее естественной центр и подлинный владыка, а потому «Человек есть мера всех вещей» (Протагор).
⦁ Определите, в чем отличие идей гуманизма от христианских идей средневековой эпохи?
⦁ Объясните, что такое антропоцентризм.
⦁ Назовите не менее двух идей гуманистов, получивших рас в эпоху Возрождения.
Кратко состояние торговли в России 16 века Н. М. Карамзин охарактеризовал следующим образом: "Торговля сего времени была в цветущем состоянии. К нам привозили из Европы серебро в слитках, сукна, сученое золото, медь, зеркала, ножи, иглы, кошельки, вина; из Азии шелковые ткани, парчи, ковры, жемчуг, драгоценные каменья; от нас вывозили в немецкую землю меха, кожи, воск; в Литву и Турцию меха и моржовые клыки; в Татарию седла, узды, холсты, сукна, одежду, кожи, в обмен на лошадей азиатских. Оружие и железо не выпускалось из России. В Москву ездили польские и литовские купцы; датские, шведские и немецкие торговали в Новегороде; азиатские и турецкие на Мологе, где существовал прежде Холопий городок, и где находилась тогда одна церковь. Сия ярмонка еще славилась своею знатною меною. Иноземцы обязывались показывать товары свои в Москве Великому князю: он выбирал для себя, что ему нравилось: платил деньги и дозволял продажу остальных. "
Один из самых выдающихся русских ученых – Ломоносов Михаил Васильевич. Это первый русский ученый-естествоиспытатель мирового масштаба, ему принадлежит множество трудов в области естественных и технических наук. Ломоносов был ученый-энциклопедист, также внес большой вклад в гуманитарные науки - историю, поэзию, грамматику.
Ломоносов был ученый-энциклопедист и внес большой вклад в развитие как технических, так и гуманитарных наук. Он был основоположником развития в России таких наук, как химия, геология, металлургия. Ломоносов занимался изучением истории русского народа, искусства поэзии и русского языка.
Русский ученый Ломоносов М.В. – основатель материалистического направления в естественных науках. Он выступал против ограниченности науки метафизическими законами и защищал идею о закономерном развитии природы.