необычайный взлет отечественной культуры в первой половине xix в. позволил назвать это время се «золотым иском». если в и социально-политическом развитии россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. развитие культуры в первой половине xix в. опиралось на преобразования предшествующего времени. проникновение элементов капиталистических отношений в усилило потребность в грамотных и образованных людях. города стали основными культурными центрами. новые социальные слои втягивались в общественные процессы. культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. существенное влияние на , театр, музыку, изобразительное искусство оказала отечественная война 1812 г. однако консервативные тенденции в политике императоров александра i и николая i сдерживали развитие культуры. правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в , публицистике, театре и живописи. оно препятствовало широкому народному образованию. крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
просвещение и образование
уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. в россии в конце xviii — начале xix в. он был крайне невысок. население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. поэтому усилия правительства александра i были направлены на создание системы государственного образования. она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. в эпоху александра i образование было бессословным. при николае i оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
наука в отличие от xviii в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине xix в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. исследования философов ( и агробиолога м. г. павлова, медика и. е. дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. профессор московского университета биолог к. ф. рулье еще до ч. дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. н. и. лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой ». церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы xix в. в 1839 г. завершилось строительство здания пулковской астрономической обсерватории. она была оснащена современной для того времени аппаратурой. обсерваторию возглавил астроном в. я. струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.
именно расцвет позволил определить первую половину xix в. как «золотой век» культуры. писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. в первой половины xix в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. становилась важным средством формирования общественного сознания.
Раннего средневековья. в начале средневековья европейцы более всего читали евангелие и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью мучениками. в житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к богу. герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом. с vi—viii веков в культуру западной европы всё больше входят хроники — рукописи, рассказывавшие об народов и о современной хронисту жизни. в хрониках события излагались по , так как они следовали друг за другом. повествование начиналось обычно от сотворения мира и заканчивалось современными событиями. наряду с тем что происходило на самом деле, хроники сообщали легенды и вымыслы. ирландский монах беда достопочтенный в «церковной народа » впервые применил новую систему счёта времени — от рождества христова. безвестные сказители и певцы создавали эпические песни — сказания о великих героях прошлого. их исполняли, аккомпанируя себе на арфе или виоле (маленькой скрипке). с течением времени одни песни соединялись с другими. так возникли великие средневековые эпические поэмы (эпо- сы): «беовулъф», скандинавская «старшая эдда», «песнь о нибелунгах». на протяжении всего раннего средневековья эпосы существовали только в устной форме. позже их стали записывать, поэтому, к счастью, мы можем сейчас прочитать многие из них. состязание поэтов в честь . средневековая миниатюра 2. рыцарская . в xi веке на юге франции, в провансе, возникла рыцарская поэзия. провансальские поэты-певцы назывались трубадурами. среди поэтов встречались короли и знатные феодалы, но было много рыцарей, реже — горожане. известны сотни поэтов, которые жили во второй половине xii—xiii веке; до нас дошло и около 30 имён женщин-поэтесс. в северной франции, италии, испании, германии рыцарские поэты назывались труверами и миннезингерами (в переводе — певцы любви). в рыцарской поэзии (её называют также куртуазной, то есть придворной) был создан образ идеального рыцаря. в стихах воспевались теперь не только верность сеньору, щедрость, благородство — рыцарь должен быть изящным, вежливым, привлекательным. поэты воспевали служение прекрасной , мадонне («моей госпоже»), соединяя 8 — е. в. 225 в городах, деревнях и замках, на дорогах и постоялых дворах выступали странствующие артисты. тогда их называли «шуты» или жонглёры. без них не обходились ни деревенская свадьба, ни придворный пир. они водили за собой медведей и обезьян, показывали фокусы и акробатические номера, разыгрывали небольшие пьесы. весёлость и бескорыстие жонглёров восхвалялись в средневековых произведениях: «жонглёр, другим и нравом не в пример: поел - и распевает он телом здрав затем, что сердцем щедр». однако церковь считала жонглёров «нечистыми» людьми, неодобрительно относилась к их фокусам, их запрещали хоронить при церквах - на освящённой земле. «жонглёр, другим и нравом не в » поклонение богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. любовь здесь выступает как великое благо, которого достоин тот, у кого отважное, благородное и преданное сердце. рыцарская поэзия создавалась в основном на родных языках. поэты заботились о благозвучии и изяществе языка, точности смысла и рифмы. большое место в рыцарской поэзии заняло прославление войн, боёв и походов.
в те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. сначала это были обработки античных сказаний и , но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада трои изображалась как штурм феодального замка. особенно ярко в романах отразились легенды о короле артуре и рыцарях круглого стола. романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие от смелых рыцарей. популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе тристана и изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой ; она была записана в xiii веке.
ответ:
необычайный взлет отечественной культуры в первой половине xix в. позволил назвать это время се «золотым иском». если в и социально-политическом развитии россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала. развитие культуры в первой половине xix в. опиралось на преобразования предшествующего времени. проникновение элементов капиталистических отношений в усилило потребность в грамотных и образованных людях. города стали основными культурными центрами. новые социальные слои втягивались в общественные процессы. культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. существенное влияние на , театр, музыку, изобразительное искусство оказала отечественная война 1812 г. однако консервативные тенденции в политике императоров александра i и николая i сдерживали развитие культуры. правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в , публицистике, театре и живописи. оно препятствовало широкому народному образованию. крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
просвещение и образование
уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. в россии в конце xviii — начале xix в. он был крайне невысок. население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. поэтому усилия правительства александра i были направлены на создание системы государственного образования. она состояла из: одногодичных приходских школ; трехклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. в эпоху александра i образование было бессословным. при николае i оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения — кадетские корпуса и др. лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.
наука в отличие от xviii в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине xix в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. для естественных наук были характерны попытки более глубокого проникновения в понимание основных законов природы. исследования философов ( и агробиолога м. г. павлова, медика и. е. дядьковского) внесли значительный вклад в этом направлении. профессор московского университета биолог к. ф. рулье еще до ч. дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. н. и. лобачевский в 1826 г., опередив современных ему ученых, создал теорию «неевклидовой ». церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы xix в. в 1839 г. завершилось строительство здания пулковской астрономической обсерватории. она была оснащена современной для того времени аппаратурой. обсерваторию возглавил астроном в. я. струве, обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости млечного пути.
именно расцвет позволил определить первую половину xix в. как «золотой век» культуры. писатели, отражавшие российскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений. в первой половины xix в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. становилась важным средством формирования общественного сознания.
в те же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. сначала это были обработки античных сказаний и , но античные герои вели себя в них как средневековые рыцари, а осада трои изображалась как штурм феодального замка. особенно ярко в романах отразились легенды о короле артуре и рыцарях круглого стола. романы переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, великаны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие от смелых рыцарей. популярная тогда легенда о беззаветной любви и горестной судьбе тристана и изольды — один из самых поэтичных сюжетов в мировой ; она была записана в xiii веке.