Крестьяне по статусу делились на: свободных, поземельно зависимых и лично зависимых. Свободных крестьян было мало, они не признавали над собой никакой другой власти, кроме власти короля, считая себя его подданными. Платили подати королю и хотели быть судимыми только королевским судом. Свободными по закону считались и поземельно зависимые крестьяне, но собственной земли у них не было и они платили подати феодалу за пользование его землей. В любое время мог покинуть сеньора и уйти, оставив кусок земли феодалу. Полностью принадлежали своему сеньору и не могли его покинуть лично зависимые крестьяне - они были крепостными. Они работали на полях сеньора - выполняли барщину, испытывали на себе все унизительные обычаи и обряды.
Юстиниан I (483-565). Юстиниан — иллириец, говоривший на латинском языке. В 518 году он своему дяде, Юстину I, захватить трон. Юстин I возвысил племянника и позволил ему править страной. В 527 году Юстиниан без труда сменил своего дядю. Но период его господства был нелегким — в это время произошло восстание «Ника», и Юстиниан только благодаря решительным действиям своей супруги Феодоры и военачальника Велизария. Заключив с персами «Вечный мир», за который пришлось заплатить очень высокую цену, он начал завоевания на Западе, несмотря на возражения со стороны военных и министров. Таким образом, Юстиниан присоединил к империи половину Африки, Италию и юг Испании. Он работал над созданием свода законов, ставший известным под названием «Корпус гражданского права». Юстиниан прославился строительной политикой, сделавшись одним из величайших созидателей в византийской истории. Вершиной его деятельности стал новый собор Константинополя — собор Святой Софии. Император пытался провести реформу провинциальной администрации, чтобы сконцентрировать в руках ректоров провинций гражданские и военные полномочия, но эта реформа потерпела неудачу везде, за исключением областей в Африке и Италии. Его блестящее царствование омрачилось эпидемией чумы, поразившей страну в 541 году. Юстиниан не смог установить мир в своей Церкви. Введенные им налоги были для населения слишком тяжелыми, и его смерть в 565 году стала для всех облегчением.