Южной месопотамии конца iv тыс. – первой половины iii тыс. до н.э. в отличие от египта не сложилось централизованное государство, а существовало несколь-ко политических центров. наиболее влиятельными из них были аккад, ларса, ниппур, эриду, ла-гаш, урук, умма, ур. эти и другие южномесопотамские города-государства в этническом, рели-гиозном, культурном отношении представляли собой единое целое – государство шумер. здесь, как и в египте, часть государственной земли выделяется храмам, получают распространение об-щественные работы. однако наряду с государственной (царской) собственностью на землю суще-ствует и земельная собственность территориальных общин, где развиваются частные хозяйства. централизованные государства в месопотамии возникают во второй половине iii тыс. до н.э. в шумере на положение претендуют лагаш и его постоянный враг – умма. после напряженной борьбы в xxiv в. до н.э. правители уммы захватили лагаш, а затем распространили свое господство почти на весь шумер, сделав столицей город урук. вскоре, однако, это государ-ство было захвачено саргоном древним (2316-2261 до н.э.) – царем города аккад, который, орга-низовав первое в постоянное войско, сумел создать в месопотамии крупное централизо-ванное государство с неограниченной властью царя. при нем значительно увеличились размеры царского хозяйства, была налажена оросительная система в общегосударственном масштабе, вве-дена единая система мер и весов. саргон древний стал основателем династии, которая правила в месопотамии около полутора веков. в начале xxii в. до н.э. власть над южной месопотамией перешла к городу ур, где начала править так называемая третья династия ура, представители которой носили титул царя шумера и аккада. царская власть имела ярко выраженный деспотический характер – цари еще при жизни обожествлялись, был создан сильный центральный аппарат , в царских и храмовых владениях велся учет всех направлений хозяйственной жизни. в xxi в. до н.э. были изданы зако-ны – древнейшие из известных нам законодательных актов, в которых, например, был установлен принцип денежного возмещения пострадавшему. в конце xxi в. до н.э. третья династия ура, ослабленная борьбой с кочевниками-завоевателями – аморейскими племенами, была свергнута. централизованное государство в ме-сопотамии прекратило существование. появилось множество местных династий аморейского про-исхождения.
Шумерское царство пало под натиском агрессивных восточносемитских племён из области аккад. основателем аккадского царства стал шаррумкен, или саргон древний. он пленил лугальзагеси и посадил в клетку для собак. при шаррумкене, однако, «черноголовые», как они сами себя называли, сохранили и политическую силу, и собственную культуру, а некоторые номы — и автономное . мало того, аккадцы во многом переняли культуру и обычаи шумеров, выучились их письменности. в xxii в. до н. э. междуречье вступило в полосу затяжного кризиса. страна пылала междоусобными конфликтами. господство захватывают правители соседнего элама и воинственные горцы-кутии (или гутии) из западного ирана. месопотамская цивилизация обыкновенно «переваривала» в себе любых захватчиков. постепенно они сами становились её частью. но с кутиями дело обстояло иначе. они хозяйничали в стране на протяжении семи десятилетий и вызвали у местного населения настоящую ненависть. наконец, правитель урука утухенгаль, личность легендарная и героическая, разбил вождя кутиев тирикана и взял его самого со всей семьёй в плен, избавив тем самым страну от иноземного ига. междуречье вновь было объединено, возникло общее шумеро-аккадское царство со столицей в уре. правящая династия была шумерской, и шумерская культура испытывает времена расцвета, недолгого, но яркого. однако древний народ шумеров постепенно растворяется в безбрежной семитской массе, уступая ей позиции. когда над междуречьем нависает угроза нового вторжения — кочевников-амореев, «царство шумера и аккада» не находит достаточно сил для отпора. последний шумерский правитель, ибби-син, предпринимает отчаянные и трагические усилия спасти свою державу. однако в 2003 г. до н. э. ур пал, а сам царь был заключён в оковы. «черноголовые» сходят с политической сцены. впрочем, это не означало катастрофы для месопотамской цивилизации. она продолжает развиваться, только на семитической основе.