Если III и даже начало II тысячелетия до н.э в ближневосточной древности под знаком становления и развития первичных очагов цивилизации и государственности в шумеро-вавилонском Двуречье и Древнем Египте, то начиная со второй трети II тысячелетия до н.э. параллельно с ними активно функционировали и другие сильные государства, сыгравшие важную роль в истории. К их числу относятся Митанни, Ассирия, Хеттское царство. Чуть позже на арену активной политической жизни вышли также некоторые народы Восточного Средиземноморья.
Первые урбанистические центры на территории Западной Азии возникли очень давно. Достаточно напомнить о таких городищах, как анатолийский Чатал-Хююк или палестинский Иерихон. Но эти локальные очаги цивилизации или протоцивилизации долгое время не объединялись в политические структуры, подобные египетской или месопотамским. Ситуация стала решительно меняться именно со второй трети II тысячелетия до н.э., причем этому изменению вызванное касситским завоеванием политическое ослабление древней Вавилонии. Образовался своеобразный вакуум политической силы в Западной Азии -- и он начал энергично заполняться, благо претендентов было вполне достаточно.
Здесь важно оговориться, что практически все очаги государственности, о которых теперь пойдет речь, не были первичными в том смысле, что многие важнейшие элементы их социальной, экономической и политической структуры, равно как и религиозной культуры, включая и письменность, они заимствовали у предшественников, в первую очередь у государств древнего Двуречья. Впрочем, вторич-ность всех их в этом смысле отнюдь не исключает ни этнической оригинальности, ни даже принципиальной исключительности и неповторимости облика каждой из культур, каждого из народов и государств, о которых идет речь.
1. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и [вследствие того, что] плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля [общины, то] человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен, и вода затопила поле его соседей, [то] он должен отмерить зерно в соответствии [с урожаем] его соседей.Законы царя Хамурапи 1.Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах? 2. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминаются серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт? 3.отрасли хозяйства, примеры
Если III и даже начало II тысячелетия до н.э в ближневосточной древности под знаком становления и развития первичных очагов цивилизации и государственности в шумеро-вавилонском Двуречье и Древнем Египте, то начиная со второй трети II тысячелетия до н.э. параллельно с ними активно функционировали и другие сильные государства, сыгравшие важную роль в истории. К их числу относятся Митанни, Ассирия, Хеттское царство. Чуть позже на арену активной политической жизни вышли также некоторые народы Восточного Средиземноморья.
Первые урбанистические центры на территории Западной Азии возникли очень давно. Достаточно напомнить о таких городищах, как анатолийский Чатал-Хююк или палестинский Иерихон. Но эти локальные очаги цивилизации или протоцивилизации долгое время не объединялись в политические структуры, подобные египетской или месопотамским. Ситуация стала решительно меняться именно со второй трети II тысячелетия до н.э., причем этому изменению вызванное касситским завоеванием политическое ослабление древней Вавилонии. Образовался своеобразный вакуум политической силы в Западной Азии -- и он начал энергично заполняться, благо претендентов было вполне достаточно.
Здесь важно оговориться, что практически все очаги государственности, о которых теперь пойдет речь, не были первичными в том смысле, что многие важнейшие элементы их социальной, экономической и политической структуры, равно как и религиозной культуры, включая и письменность, они заимствовали у предшественников, в первую очередь у государств древнего Двуречья. Впрочем, вторич-ность всех их в этом смысле отнюдь не исключает ни этнической оригинальности, ни даже принципиальной исключительности и неповторимости облика каждой из культур, каждого из народов и государств, о которых идет речь.
1.Почему в царских законах проявлена забота о системе орошения Какое наказание ждало нерадивого земледельца, не заботившегося о своих плотинах и каналах?
2. В законах царя Хаммурапи в качестве платы за работу или преступления упоминаются серебро и зерно. Как вы думаете, о какой роли земледелия в жизни Месопотамии говорит этот факт?
3.отрасли хозяйства, примеры