Отношение сенеки к рабам было дружественным. в сочинении «о благодеяниях» сенека приводит многочисленные примеры великодушного отношения рабов к своим хозяевам, особенно во время гражданских войн, в обстановке всеобщей жестокости и одичания: «добродетель никому не заказана, и что раб также может быть справедливым и великодушным». теперь скажет кто-нибудь, что я зову рабов к освобождению и хочу низринуть с высоты их хозяев, так как я сказал: пусть они лучше почитают своего господина, чем боятся. не будут ли они, скажут после этого, почитать своих господ как каких-нибудь лиц, вверенных их охране, или как тех, которые приходят передать свои благожелания людям властным. кто способен так говорить, забывает, что для господ не может быть недостаточно того, что достаточно для бога, к которому мы стремимся любовью и почитанием». сенека настаивает на том, чтобы раб почитал своего господина так, как почитают высшего. что касается того, почему гладиатор написал имя сенеке
Термин «новая » появился в европейской общественно-политической мысли еще в эпоху возрождения, когда, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, мыслители-гуманисты предложили трехчленное деление . это понятие прочно закрепилось в науке, хотя его содержание постоянно уточнялось и трансформировалось. к настоящему моменту под новой понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации. всякий процесс, разворачивающийся во времени, имеет свою периодизацию, которая отражает изменения в сущностных характеристиках изучаемого явления. в нашем случае речь идет об эволюции западной цивилизации на стадии перехода от «традиционного» к «индустриальному» обществу, или, используя более привычную для отечественной науки терминологию, на стадии превращения буржуазных отношений в определяющий фактор общественного прогресса. различных школ существенно расходятся между собой в интерпретации этого процесса, а отсюда и споры по поводу периодизации новой . как правило, ее начало связывают с революцией, вспыхнувшей в середине xvii в. и ставшей ярким симптомом кризиса «старого порядка». сложнее с определением верхней границы периода новой . в советской господствовала точка зрения, согласно которой период новой закончился в 1917 г., когда в россии произошла революция, открывшая новую эру в развитии человечества. при этом отталкивались от разработанной в.и. лениным теории империализма. он утверждал, что на рубеже xix-xx вв. буржуазное общество в своем развитии достигло такого уровня, когда сложились все предпосылки для перехода к более совершенному и справедливому типу организации общества - социализму. революция в россии, по его мнению, как раз и открыла эту новую эпоху. надо сказать, что, разрабатывая свою теорию, в.и. ленин опирался на многие вполне реальные факты. перед западной цивилизацией тогда стояло немало сложных, трудноразрешимых проблем, и ее дальнейшие перспективы были весьма туманны. скорый «закат» западной (буржуазной) цивилизации предсказывали в то время не только марксисты. другое дело, что реальная жизнь оказалась гораздо сложнее и многообразнее, чем это представлялось в начале xx века. появились новые факторы, которые никем не прогнозировались и которые оказали исключительно серьезное воздействие на развитие западной цивилизации. выяснилось, что, с одной стороны, буржуазное общество отнюдь не исчерпало резервов для дальнейшего прогресса, а с другой, реализация на практике социалистической идеи оказалась делом гораздо более сложным, чем это казалось идеологам этого течения. естественно, все это серьезно осложнило решения казавшегося совсем недавно предельно ясным вопроса о датировке верхней границы новой . на наш взгляд, черту, отделяющую новую от новейшей, следует провести на рубеже xix-xx вв., когда западная цивилизация подошла к своеобразной развилке: ей предстояло либо найти пути для постепенной адаптации к новым условиям, либо резко изменить вектор своего развития и перейти в принципиально иное качественное состояние. ниже мы попытаемся показать узловые моменты эволюции западной цивилизации с того момента, когда она вступила на путь буржуазного прогресса, и вплоть до того, как достигла той развилки, о которой говорилось выше.