Особенностей развития Востока в средние века достаточно много. Кроме общих особенностей существуют те, которые относятся к конкретным странам например кастовый строй и Индии, сегунат в Японии и т. д.
Важной особенностью востока является преемственное развитие от древности к средневековью, что позволило сохранить и преумножить достижения древности. Эта особенность объясняет опережающие темпы развития восточной цивилизации до 13-14 вв. (заимствование крестоносцев на востоке, одностороннее движение товаров по великому шелковому пути, выдающиеся инженерно-технические достижения, заимствованные Европой и т. д.).
Для Востока характерна многоукладность экономического развития. В течение всего средневековья сохранялся рабовладельческий уклад, рабы использовались в сфере основного производства: аграрного и ремесленного. В Китае существовали населенные рабами деревни, которые специализировались на выращивании определенных сортов риса, овощей, ловле рыбы и т. д. В 7-9 вв. численность рабов в Японии была настолько велика, что многие историки определяют этот период как рабовладельческую цивилизацию. В течение всего средневековья сохранялись мастерские с рабским трудом. Рабы составляли обслуживающий персонал резиденции глав государств, аристократии, бюрократии, рабами владели крестьяне.
В отличие от Запада, где крестьянская община не была прочной или вообще исчезла, общинный уклад на востоке не только сохранялся, но и значительно укрепился. Община выступала коллективным налогоплательщиком, связывала своих членов круговой порукой, была самостоятельным и финансово автономным экономическим организмом, особой прочностью отличалась индийская община, в которой российские индологи видят альтернативу слабой государственности (до 13 в.). Индийские общины окружали свои земли высокими каменными стенами, вели историю, имели собственные штаты учителей, врачей, астрологов. Рабство и община на востоке сохранились до 20 века.
Значительные особенности имел восточный город, который развивался преемственно и не стадии системного экономического кризиса. Поэтому уровень развития восточных ремесел был очень высоким. Здесь производились уникальные товары: ткани (парча в Иране, шелк в Китае), фарфор, книгопечатные станки, педальный станок, насосы, ювелирные украшения и т. д. В мастерских, особенно в государственных использовался рабский труд. Государство предписывало объединение в цехи для организации сбора налогов. На Востоке в отличие от Запада не было регламентации производства, что объяснялось развитием внутренней торговли и емкими внешними рынками для сбыта товаров, поэтому цехи совмещали функции производства и продажи; численность цеха могла достигать 60-ти и более человек. В Китае цех назывался Хан, в Японии – цза. Восточные города были не только торгово-ремесленными центрами, но и императорскими и административным резиденциями, военными ставками. Численность населения городов значительно превосходила западный аналог.
Еще одной особенностью востока было государственное землевладение, происхождение которого связанно с ирригационной системой. Такое аграрное производство требовало руководства из единого центра. Государственные земли предоставлялись в держание аристократам, чиновникам, городам и горожанам, крестьянам, что создавало систему отношений между властью и обществом. Поэтому государственное землевладение имело статус верховного, но не исключало крестьянского, городского и даже кратковременных период роста частного землевладения. Таким образом все общество зависело от главы государства, как верховного собственника земли (государственное налогообложение).
Признаком выхода исследований политики Павла I на Кавказе на качественно новый уровень явилась коллективная монография Н.С.Киняпиной, М.М.Блиева, В.В.Дегоева "Кавказ и Средняя Азия во внешней политике России". К несомненным достоинствам данной работы можно отнести анализ взглядов представителей западной историографии на кавказскую доктрину Павла I; содержавшиеся здесь сведения, (с частым использованием документов) об установках и планах правительства Павла I в отношении управления Северным Кавказом и Закавказьем. Авторы монографии, отражая (одни из первых в советской исторической науке) идею Павла I о создании на Кавказе федеративного государства местных владетелей с пророссийской ориентацией трактуют этот план "федерализации" применительно к территории Закавказья. В дальнейшем ими обращается внимание на действия уже Александра I по созданию аналогичного образования из владений Дагестана и Северного Азербайджана, приведшие к достижению в Георгиевске в конце 1802 года федеративного союза между ними. Это весьма важно для понимания степени преемственности между павловской и александровской кавказскими доктринами, в плане осознания динамики подходов России к решению кавказских проблем.
Важной особенностью востока является преемственное развитие от древности к средневековью, что позволило сохранить и преумножить достижения древности. Эта особенность объясняет опережающие темпы развития восточной цивилизации до 13-14 вв. (заимствование крестоносцев на востоке, одностороннее движение товаров по великому шелковому пути, выдающиеся инженерно-технические достижения, заимствованные Европой и т. д.).
Для Востока характерна многоукладность экономического развития. В течение всего средневековья сохранялся рабовладельческий уклад, рабы использовались в сфере основного производства: аграрного и ремесленного. В Китае существовали населенные рабами деревни, которые специализировались на выращивании определенных сортов риса, овощей, ловле рыбы и т. д. В 7-9 вв. численность рабов в Японии была настолько велика, что многие историки определяют этот период как рабовладельческую цивилизацию. В течение всего средневековья сохранялись мастерские с рабским трудом. Рабы составляли обслуживающий персонал резиденции глав государств, аристократии, бюрократии, рабами владели крестьяне.
В отличие от Запада, где крестьянская община не была прочной или вообще исчезла, общинный уклад на востоке не только сохранялся, но и значительно укрепился. Община выступала коллективным налогоплательщиком, связывала своих членов круговой порукой, была самостоятельным и финансово автономным экономическим организмом, особой прочностью отличалась индийская община, в которой российские индологи видят альтернативу слабой государственности (до 13 в.). Индийские общины окружали свои земли высокими каменными стенами, вели историю, имели собственные штаты учителей, врачей, астрологов. Рабство и община на востоке сохранились до 20 века.
Значительные особенности имел восточный город, который развивался преемственно и не стадии системного экономического кризиса. Поэтому уровень развития восточных ремесел был очень высоким. Здесь производились уникальные товары: ткани (парча в Иране, шелк в Китае), фарфор, книгопечатные станки, педальный станок, насосы, ювелирные украшения и т. д. В мастерских, особенно в государственных использовался рабский труд. Государство предписывало объединение в цехи для организации сбора налогов. На Востоке в отличие от Запада не было регламентации производства, что объяснялось развитием внутренней торговли и емкими внешними рынками для сбыта товаров, поэтому цехи совмещали функции производства и продажи; численность цеха могла достигать 60-ти и более человек. В Китае цех назывался Хан, в Японии – цза. Восточные города были не только торгово-ремесленными центрами, но и императорскими и административным резиденциями, военными ставками. Численность населения городов значительно превосходила западный аналог.
Еще одной особенностью востока было государственное землевладение, происхождение которого связанно с ирригационной системой. Такое аграрное производство требовало руководства из единого центра. Государственные земли предоставлялись в держание аристократам, чиновникам, городам и горожанам, крестьянам, что создавало систему отношений между властью и обществом. Поэтому государственное землевладение имело статус верховного, но не исключало крестьянского, городского и даже кратковременных период роста частного землевладения. Таким образом все общество зависело от главы государства, как верховного собственника земли (государственное налогообложение).