Вопросы для обсуждения
1. можно ли считать, что богословы того времени действительно изучали
и толковали «слово и закон божий»? 2. как связаны с реальной жизнью и ве-
роисповеданием проблемы, обсуждаемые богословами? 3. какую роль отво-
дили себе богословы в жизни католической церкви? 4. как глупость оцени-
вает значение монахов-пустынножителей в жизни людей и церкви? 5. могли
ли странствующие монахи и монахи-пустынножители исправить характер про-
стых верующих, наставить их «на путь истинный»? 6. можно ли утверждать,
что эразм , прикрываясь «глупостью», считал монахов «лишни
ми людьми» в католической церкви?
Польская Конституция 1815 г. предусматривала:
Введение двухпалатного Сейма (законодательная власть).
Запрет на высылку в Сибирь без суда и запрет на лишение имущества.
Закон о военной службе (на государственную и военную службу могли быть приняты только подданные Польского царства).
Польский язык стал обязательным для государственного делопроизводства.
Данная Конституция Польши была фактически революционной. Александр I после введения Конституции в Польше предупредил поляков об их большой ответственности в соблюдении основ этой Конституции перед Россией и Европой.
Таким образом, первый шаг в государственных преобразованиях был сделан, и император задумался о проведении реформ в России.
Данный проект предусматривал следующие положения.
1. Введение двухпалатного Парламента (законодательная власть).
Однако вносить законопроекты в Парламент имел право только император. В его руках сосредотачивалась также исполнительная власть.
2. Введение неотъемлемых гражданских прав в стране: свобода личности, неприкосновенность имущества, свобода вероисповедания и т. д.
3. Введение свободы слова (данный вопрос был очень сложным).
Несмотря на все вышеперечисленное, в «Уставной грамоте Российской империи» не был решен основополагающий вопрос для России – вопрос об отмене экономически тянущего Россию назад крепостного права. Н.Н. Новосильцев прекрасно понимал всю сложность отмены крепостного права в Российской империи и решил попросту обойтись без этого. Впрочем, даже эту очень сдержанную Конституцию Александр I в России ввести не решился.
Причиной того, что российская Конституция Новосильцева не была введена в Российской империи, крылась в том, что Александр I видел, как в Европе полыхает пламя революции и опасался, что, если в его стране провести резкие изменения, ее постигнет такая же участь. Кроме того, император видел еще одну вещь – все большее и большее количество людей из высшего российского общества негативно относилось к реформам. Российские помещики с ужасом представляли лишения своих прав на крестьян и на землю. Видя такое недовольства высшего света, Александр I, помня о судьбе своего отца, Павла I, боялся за свою жизнь.
Деятельность Александра I в 1820-е гг.
Александр I за время своего правления так и не решился ввести Конституцию в России. Более того, к 1820-м гг. его действия выглядели еще более странно – он начал уничтожать собственные ранние реформы.
Действия Александра I во внутренней политике России 1820-х гг. были следующими:
Введение запрета крестьянам подавать жалобы на своих помещиков.
Введение возможности высылки крестьян в Сибирь по решению помещика (усиление крепостного права).
Введение жестких уставов в высших учебных заведениях (некоторые учебные заведения, открытые Александром I, были им же закрыты).
Введение в России более жесткой цензуры (ограничение свободы слова и свободы печати).
Все эти преобразования, казалось бы, не вязались с Александром начала XIX в., который вместе с М.М. Сперанским хотел сделать Российскую империю свободной и либеральной, однако это были неопровержимые факты.
Кроме всего прочего, период жизни Александра Iв 1820-х гг. связан с еще одной особенностью его личности. Император резко стал очень духовным, приближал к себе различных проповедников, мистиков из России и Европы. Постепенно Александр уходил все больше в духовную жизнь, отрешаясь от государственных вопросов и проблем.
Даже смерть Александра I окутана ореолом тайны (рис. 4). Он умер в г. Таганроге по дороге на Кисловодские курорты. После смерти императора по России ходила легенда, что он на самом деле не умер, а ушел жить простым крестьянином, ходил по России и творил добрые дела,а в гробу на захоронение привезли другого человека.
В целом внутренняя политика Александра I в России в 1815–1825 гг. не оправдала надежд прогрессивно настроенных кругов Российской империи. Однако можно сказать, что те его прогрессивные преобразования, которые были проведены в начале XIX в., во многом подготовили почву для будущих Великих реформ 1860-х гг. Александра II.
Не случайно, сами большевики называли эти события не революцией, а ПЕРЕВОРОТОМ.
Думается, что это, тот самый случай, когда с оценкой большевиков можно было бы согласиться.
Оценивать влияние октябрьского переворота на судьбу нынешней России можно эмоционально, а можно статистически.