Вопросы и задания ?
1.
ж
СТ
2.
службу
1. Прочитайте эпиграф: 1) Какое место среди служилых людей «по
отечеству» занимали московские дворяне? 2) Можно ли назвать
московского дворянства особенной, престижной?
2. Сравните положение в обществе служилых людей «по отечеству»
и «по прибору». Выявите общие черты и укажите различия.
3. Сравните положение привилегированного сословия в XVII в. в Рос-
сии и Европе.
4. К кому по своему положению в обществе были ближе стрельцы:
к посадским людям или дворянам? Свой ответ объясните
Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысоких гор. Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь очень жаркий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древности. Здесь жили семитические племена - предки современных арабов. Отсюда же, по мнению некоторых ученых, вышли и предки древних евреев.
Главным занятием местных жителей было скотоводство. Кочевники перегоняли по огромному малонаселенному пространству стада верблюдов, лошадей, овец. Через Аравию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные камни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчисленные стада скота. В оазисах, либо вблизи моря, возникали крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама.
Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христианства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Многие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на верблюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали складываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племенами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала складываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка.
В этом богатом торговом городе находилась самое уважаемое святилище арабов - Кааба, ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней. С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале VII века, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это свидетельствует о существовании язычества у древних арабов. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каабы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.
Еще в древности арабы признали своим единым Богом Аллаха - Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по отношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Аллах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.
Само слово Аллах происходит от арабского ал-илах, что буквально означает божество. Он не имеет облика, а те места в Коране, где говорится о его видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают воспринимать иносказательно и символически.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира» , но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.
Славяне вынуждены были постоянно вести борьбу с византийскими и другими завоевателями, пытавшимися захватить их земли. В ответ на эти нападения они не раз совершали морские походы против своих врагов, осаждали Царьград (Константинополь) и Солунь (Фессалоника), высаживались на Крит, берега Малой Азии и Южной Италии.
В VI в. восточные славяне уже имели свою государственность. Ее развитие и дальнейший рост производительных сил привели в IX в. к закономерному рождению мощного феодального Древнерусского государства, называвшегося Киевской Русью. Морские навыки и опыт славян VI-VIII вв. были восприняты и развиты их потомками в плаваниях в Черном, Средиземном и Мраморном морях. Основным их судном была морская ладья, представлявшая собой колоду-однодеревку, на борта которой набивались доски. Ладья могла ходить на веслах и под парусами.