ТЕМА 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
УРОК № 3. Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: новые проблемы и новые ценности (в 1 уроке, т.к. 1 тема была 2 урока)
Цели урока:
Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии
Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи
Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные
Формы работы: проверочная работа, лекция
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Индустриальная революция: достижении и проблемы»
Письменный опрос
Вариант 1.
Согласны ли вы с утверждениями:
да
нет
нет
нет
да
нет
Генри Форд
Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.
Вариант 2.
Согласны ли вы с утверждениями:
Нет
Да
Да
Нет
Нет
да
Генри Форд
В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.
Изучение нового материала.
Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.
Изменения, произошедшие в индустриальном обществе (название конспекта)
1) «Земля выбрасывала своих детей».
Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей».
Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился з начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.
Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельского' хозяйства возникла возможность накормить большие города.
В Великобритании, этой «стране городов», девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города начинали преобладать в экономической жизни.
ответ:февральская революция. 27 февраля 1917 года в России началась революция. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 года.
В ходе Февральской революции в Казахстане, как и по всей стране, установилось двоевластие - органы Временного правительства и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В марте - апреле 1917 года в Казахстане повсеместно создавались Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах появились казахские национальные комитеты.
Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. Комиссаром Временного правительства в Тургайской области был назначен А. Букейханов, в Семиречье - М. Тынышпаев, в Туркестане - М. Шокай, один из руководителей национально-освободительного движения в Туркестане.
7 марта 1917 года Временное правительство издало указ об амнистии участников восстания 1916 года в Казахстане. Для установления национального согласия в крае Временное правительство 20 марта 1917 года отменило всякие ограничения в правах российских граждан, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности. В апреле-мае 1917 года был рассмотрен вопрос о возвращении на родину реквизированных по указу царя от 25 июня 1916 года.
Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков.
Политические партии и течения в период после Февральской революции.
После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись областные, кое-где - уездные съезды партии Алаш. Областной Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. признал необходимым «закрыть область для переселения извне». Весной 1917 г. Семипалатинский областной съезд казахов предложил Всеказахскому съезду свое видение будущей автономии Казахстана. В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который, рассматривая вопрос об отношении к войне, заявил, что считает своим лозунгом «мир без аннексий и контрибуций». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. 21-26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, рассмотревший вопрос об образовании казахской политической партии Алаш, признал необходимым выработать ее программу. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия-Партия туркестанских федералистов. В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация «Жас казах».
После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает», «Земля - собственность всего народа», осуждение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Кроме того, в Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.
Объяснение:
a.doc 453.5 КБ
Файл karty_urokov_5_klass_fgos.docx 725.09 КБ
Предварительный просмотр:
ТЕМА 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху.
УРОК № 3. Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: новые проблемы и новые ценности (в 1 уроке, т.к. 1 тема была 2 урока)
Цели урока:
Образовательная: Рассмотреть, как индустриальная революция изменяет социальную структуру общества; усвоить причины миграционных процессов и эмиграции европейского населения; проследить изменения в положении всех социальных слоев, рассмотреть как изобретения индустриальной эпохи, врываясь в повседневную жизнь, делали более интересной и комфортной, расширяли сферы деятельности человека, создавали новые профессии
Развивающая: развивать навыки работы с лекционным материалом, умение видеть причинно-следственные связи
Воспитательная: возможность эмиграции для решения экономических проблем существовала прежде и существует теперь, но следует понимать, что этот шаг необязательно влечет за собой успех, а также ведет к разлуке с родиной и своими близкими
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные
Формы работы: проверочная работа, лекция
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Индустриальная революция: достижении и проблемы»
Письменный опрос
Вариант 1.
Согласны ли вы с утверждениями:
да
нет
нет
нет
да
нет
Генри Форд
Чем традиционное общество отличается от индустриального? Приведите примеры технических изобретений 19 в.
Вариант 2.
Согласны ли вы с утверждениями:
Нет
Да
Да
Нет
Нет
да
Генри Форд
В чем заключается промышленный переворот и его завершение? Приведите примеры технических изобретений 19 в. Приведите примеры технических изобретений 19 в.
Изучение нового материала.
Лекция учителя. В тетради записывают основные моменты.
Изменения, произошедшие в индустриальном обществе (название конспекта)
1) «Земля выбрасывала своих детей».
Немецкий ученый Вернер Зомбарт назвал XIX в. временем, когда «земля выбрасывала своих детей».
Рост городов — одна из черт индустриального общества. Этот процесс ускорился з начале XIX в. и продолжался в дальнейшем. Бурный рост городов был вызван, во-первых, перенаселением деревни, обусловленным улучшением землепользования и внедрением передовых методов ведения хозяйства, в результате чего высвободилось много рабочих рук; во-вторых, упадком небольших городков, связанным с падением ремесленного производства и мелкой торговли, а также с изменениями на транспорте: с развитием железнодорожного транспорта центры промышленности переместились в новые районы. Поэтому в поисках работы люди были вынуждены менять место жительства.
Массы населения, столетиями жившие на земле, приходят в движение и покидают родные места. Уход из деревни порождал эмиграцию, люди уезжали в другие страны. Многие жители местечек переезжали в крупные города или новые промышленные центры своей страны. В связи с ростом продуктивности сельского' хозяйства возникла возможность накормить большие города.
В Великобритании, этой «стране городов», девять англичан из десяти проживали в городах. Во Франции только три человека из десяти жили в городах, но повсюду городское население росло очень быстрыми темпами. Особенно важно то, что впервые в истории города начинали преобладать в экономической жизни.
ответ:февральская революция. 27 февраля 1917 года в России началась революция. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола. Казахи приветствовали свержение самодержавия, рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 года.
В ходе Февральской революции в Казахстане, как и по всей стране, установилось двоевластие - органы Временного правительства и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
В марте - апреле 1917 года в Казахстане повсеместно создавались Советы рабочих и солдатских депутатов. В отдельных городах появились казахские национальные комитеты.
Одновременно с Советами действовали органы Временного правительства. Комиссаром Временного правительства в Тургайской области был назначен А. Букейханов, в Семиречье - М. Тынышпаев, в Туркестане - М. Шокай, один из руководителей национально-освободительного движения в Туркестане.
7 марта 1917 года Временное правительство издало указ об амнистии участников восстания 1916 года в Казахстане. Для установления национального согласия в крае Временное правительство 20 марта 1917 года отменило всякие ограничения в правах российских граждан, независимо от вероисповедания и национальной принадлежности. В апреле-мае 1917 года был рассмотрен вопрос о возвращении на родину реквизированных по указу царя от 25 июня 1916 года.
Возвращение тыловиков и их влияние на революционный процесс. Огромное влияние на рост политического сознания тыловиков оказывало их общение с русскими рабочими, солдатами. Обездоленная, обнищавшая, озлобленная масса тыловиков стала социальной опорой оппозиции Временному правительству. В июле 1917 г. в Верном бывшие «реквизированные рабочие» создали Союз чернорабочих, призванный поднять классовое сознание аульной и городской бедноты. В Сергиополе (Аягуз) 800 солдат фронтовиков и мобилизованных «на тыловые работы» казахов объединились в «Русско-мусульманскую солдатскую организацию». Возвратившиеся тыловики из Петропавловска организовали Союз молодых извозчиков.
Политические партии и течения в период после Февральской революции.
После Февральской революции алашское движение, ведущее свое начало с 1905 г., вновь активизировалось. В апреле-мае 1917 г. состоялись областные, кое-где - уездные съезды партии Алаш. Областной Семиреченский съезд казахов в апреле 1917 г. признал необходимым «закрыть область для переселения извне». Весной 1917 г. Семипалатинский областной съезд казахов предложил Всеказахскому съезду свое видение будущей автономии Казахстана. В мае 1917 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман, который, рассматривая вопрос об отношении к войне, заявил, что считает своим лозунгом «мир без аннексий и контрибуций». Съезд признал формой государственного устройства России демократическую республику на национально-территориально-федеративных началах. 21-26 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся Общеказахский съезд, рассмотревший вопрос об образовании казахской политической партии Алаш, признал необходимым выработать ее программу. В сентябре 1917 г. образовалась первая мусульманская партия-Партия туркестанских федералистов. В 1917 г. в Аулие-Ате и Мерке образовался Революционный союз казахской молодежи. В Акмолинске действовала такая же организация «Жас казах».
После Февральской революции 1917 г. в северных областях Казахстана активизировала работу организация кадетов. В Семипалатинске она издавала свою газету «Свободная речь». Кадеты были сторонниками единой, неделимой России, конституционной монархии, переселенческой политики. Член ЦК кадетской партии А. Бокейханов заявил о своем несогласии с такими программными положениями и выходе из этой партии. Весной 1917 г. возникли организации эсеров. Лозунги этой партии: «Землю надо передать тем, кто ее обрабатывает», «Земля - собственность всего народа», осуждение на съезде в Туркестане колониальной политики царизма обеспечили ей временный успех. К лету 1917 г. в руках эсеров оказались все Советы (кроме Черняевского). Кроме того, в Уральске, Гурьеве, Петропавловске, Павлодаре, Кокчетаве, Семипалатинске функционировали отделения казачьей партии.