. Св. игумен Иосиф Волоцкий и его церковно–политические воззрения XV в. был вершиной русского подвижничества. Этот расцвет, возвысивший духовный авторитет монашества в государственной жизни, явился следствием плодотворного духовного делания целого сонма подвижников, которые так или иначе были связаны со школой св. Сергия Радонежского. Аскетические воззрения Сергия, который подчеркивал решающее значение строгого общежития, стали основой монастырской жизни. Но преподобный Сергий не предлагал целостной системы аскетического воспитания, он скорее полагался на духовные дары своих преемников. И вот уже у некоторых его учеников — у св. Павла Обнорского или св. Кирилла Белозерского — проступают своеобразные черты их духовной индивидуальности. Следствия личностного, индивидуального подхода к аскезе не замедлили проявиться: у новых поколений подвижников мы обнаруживаем новые черты. Они становятся вполне заметны уже в последней четверти XV в.; в монашестве формируются
3) 1 этап( 2 половина 13века-начало 14в) - Московское княжество стало сильнейшим!
2 этап( 2 половина 14 в.-середина 15в.) - Москва превратилась в беспорный центр объединения.
3 этап( середниа 15 в.-середина 16в.) - начинает формироваться новый государственный механизм.
5) Москва, Псков, Тверь, Новгород, Нижний Новгород.
№2. Высшие сословия: 1) Служители культа(волхвы, православное духовенство), 2) Бояре, 3) Князья, 4) Дружинники.
Низшие сословия: 1)Люди или смерды(свободные крестьяне)⇒рядовичи, закупы. 2) Рабское население(зависимая соц.группа, близкая к рабам)⇒холопы, челядь. 3) Градские люди⇒купцы, ремесленники.
№3. Царская династия, потомки первого князя Руси!
XV в. был вершиной русского подвижничества. Этот расцвет, возвысивший духовный авторитет монашества в государственной жизни, явился следствием плодотворного духовного делания целого сонма подвижников, которые так или иначе были связаны со школой св. Сергия Радонежского. Аскетические воззрения Сергия, который подчеркивал решающее значение строгого общежития, стали основой монастырской жизни. Но преподобный Сергий не предлагал целостной системы аскетического воспитания, он скорее полагался на духовные дары своих преемников. И вот уже у некоторых его учеников — у св. Павла Обнорского или св. Кирилла Белозерского — проступают своеобразные черты их духовной индивидуальности. Следствия личностного, индивидуального подхода к аскезе не замедлили проявиться: у новых поколений подвижников мы обнаруживаем новые черты. Они становятся вполне заметны уже в последней четверти XV в.; в монашестве формируются