Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоял деревянный шкафчик-аптара, а к нему примыкала деревянная кровать хозяев юрты. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висело изображение духа покровителя. За изголовьем кровати, вдоль стен по кругу устанавливались деревянные шкафчики. Между изголовьем постели и этими шкафчиками оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с принадлежностями к нему, ножи и др. мужские вещи. За ним по кругу лежали кожаные сумины с различным содержанием. Меблировка завершалась деревянной вешалкой из ствола дерева с сучками, на которую, вешали узды, арканы, седло и т.п. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. У самой двери оставалось небольшое свободное место, куда помещался в холодное время родившийся молодняк скота.
Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской- здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона- мужская, у дверей лежат седла, сбруя. Прямо от входа, за очагом, находится почетный угол(тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Хозяин юрты сидел за очагом, у изголовья кровати, хозяйка - у ног постели, а между ними было место для маленьких детей. Детей тувинцы воспитывали с раннего детства в строгости поэтому когда приходили гости, они сидели так тихо, что никто их не замечал. Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать ( так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах) слева от матери, по направлению к двери сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца. Гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину. Даже семилетние мальчики и девочки хорошо знали порядок входа в юрту и как вести себя в ней. Левую часть юрты от двери до почетного места называли левой людной стороной, т. к. гости проходят и выходят по этой стороне юрты. Правую часть юрты от почетного места до двери называли спокойной стороной, ибо по старинному обычаю тувинцев гостям не положено по этой стороне проходить и выходить.
В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур – большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков – аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.
Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины Место для высоких гостей находилось за очагом у аптара, между кроватью и домашним алтарем. Перед алтарем сидеть никому не разрешалось. Ламы садились у аптара, находящегося по левую сторону от домашнего алтаря. Ниже, и «против солнца», располагались гости мужского пола по кругу в зависимости от общественного положения и возраста.
Наши предки передавали молодым знания обо всех порядках и обычаях переноса юрты с одной стоянки на другую в соответствии с четырьмя периодами года. Кочевка с весенней стоянки на летнюю, с летней на осеннюю, с осенней на зимнюю стоянку – таково неизбежное движение юрты. На новой стоянке юрту ставили дверью на юг или на восток.
Юрту условно делили на четную и нечетную стороны.
От двери кругом, по часовой стрелке, до почетного места юрты – нечетной стороной юрты. А от почетного места юрты по часовой стрелке до двери, называется четной стороной юрты.
Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычистить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту. После обмена приветствиями он садится. Того же, кто стоит в юрте и не садится, называют человеком в деревянных штанах. Если в гости почетный или пожилой человек, то молодые люди открывают ему дверь юрты.
Задай вопрос из школьного предмета 5 - 9 классыИстория 6+3 б
Почему в 17 веке самым главным богатством был мех, а не газ и нефть? Каковы последствия освоения Сибири? Попроси больше объяснений Следить Отметить нарушение Nastenka26 20.02.2014 Реклама
ответы и объяснения
сонька66 Сонька66 Новичок Что значит свободная земля и тем более много свободной земли? Та земля, которая была освоена, то есть та, на которой жили люди в основной своей массе имела владельца-феодала, а крестьяне, которые жили на этой земле находились в феодальной (крепостной) зависимости от своего феодала. Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепощает крестьян - устанавливает бе прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле) . Не всем крестьянам хорошо жилось в рабстве, вот и бежали. А куда было бежать, если по тому же Соборному уложению сыск беглых крепостных с последующим их возвратом владельцу был бе Бежать можно было только туда, где не будут искать и возвращать. В Сибири в 17 веке практически не было помещичьего землевладения (из-за отсутствия крестьян) , вся земля была в собственности государства - "государева пашня". Многие крестьяне, бежавшие в Сибирь самовольно от помещика, а то и от правосудия, захватывали земли, распахивали их и первоначально податей государству не платили. Но их отыскивали воеводские приказчики и облагали оброком или иной повинностью, приписывали к государственным крестьянам - но это все равно было легче, чем быть крепостным у конкретного помещика.
Государство, заинтересованное в освоении новых земель, направляло крестьян-переселенцев "по указу" из северных российских областей в Сибирь как наиболее привычных к сибирским климатическим условиям. Переселенцам давалась "подмога" и ссуда в виде небольшой денежной суммы или зерном, хозяйственными орудиями, иногда лошадьми и скотом. Все делалось по усмотрению местной администрации, она же определяла и размеры
Не надо забывать и такой важный факт, что русские пришли в Сибирь, влекомые главным образом ее пушными богатствами. Наряду с хлебопашеством русские переселенцы занимались и пушным промыслом, добывая соболя и иных ценных зверей - белку, куницу. Но соболь пользовался особым приоритетом. К середине 17 века века сбор пушнины от русских охотников стал больше, чем от сбора ясака (ясак - налог, который платили покоренные народы Сибири в государеву казну, в основном те ми же мехами - соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом).
Мебель располагалась по кругу у решетчатых стен в определенном порядке. Направо от входа помещались деревянные полки или шкаф для кухонной посуды, за которым стоял деревянный шкафчик-аптара, а к нему примыкала деревянная кровать хозяев юрты. Между этими предметами имелось небольшое пространство. Здесь на верхних концах решетки юрты висело изображение духа покровителя. За изголовьем кровати, вдоль стен по кругу устанавливались деревянные шкафчики. Между изголовьем постели и этими шкафчиками оставалось маленькое пространство, здесь висело ружье с принадлежностями к нему, ножи и др. мужские вещи. За ним по кругу лежали кожаные сумины с различным содержанием. Меблировка завершалась деревянной вешалкой из ствола дерева с сучками, на которую, вешали узды, арканы, седло и т.п. Здесь же стояли сосуды для заквашивания молока. У самой двери оставалось небольшое свободное место, куда помещался в холодное время родившийся молодняк скота.
Юрта не имеет перегородок, правая сторона при входе считается женской- здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона- мужская, у дверей лежат седла, сбруя. Прямо от входа, за очагом, находится почетный угол(тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Хозяин юрты сидел за очагом, у изголовья кровати, хозяйка - у ног постели, а между ними было место для маленьких детей. Детей тувинцы воспитывали с раннего детства в строгости поэтому когда приходили гости, они сидели так тихо, что никто их не замечал. Детям нельзя было ходить по юрте, громко разговаривать ( так же воспитывают детей и сегодня многие тувинцы, особенно в селах) слева от матери, по направлению к двери сидели старшие дочери, а сыновья сидели около отца. Гостья женщина могла пройти на место по левой стороне, мужчина же никогда не должен был входить на женскую половину. Даже семилетние мальчики и девочки хорошо знали порядок входа в юрту и как вести себя в ней. Левую часть юрты от двери до почетного места называли левой людной стороной, т. к. гости проходят и выходят по этой стороне юрты. Правую часть юрты от почетного места до двери называли спокойной стороной, ибо по старинному обычаю тувинцев гостям не положено по этой стороне проходить и выходить.
В правой стороне юрты у стены должна быть кровать хозяев, на которой не положено сидеть посторонним, даже почетным гостям. На этой же стороне, ближе к двери, должен стоять улгуур – большой деревянный шкаф для посуды, а в самой северной части юрты у стены, тувинцы, как правило, складывают несколько деревянных сундуков – аптара, где хранятся самые дорогие вещи. Перед кроватью должны находиться хозяйка, ее дочери и близкие родственницы.
Считалось скверным и грешным, если женщина садилась на то место в юрте, где должны сидеть мужчины Место для высоких гостей находилось за очагом у аптара, между кроватью и домашним алтарем. Перед алтарем сидеть никому не разрешалось. Ламы садились у аптара, находящегося по левую сторону от домашнего алтаря. Ниже, и «против солнца», располагались гости мужского пола по кругу в зависимости от общественного положения и возраста.
Наши предки передавали молодым знания обо всех порядках и обычаях переноса юрты с одной стоянки на другую в соответствии с четырьмя периодами года. Кочевка с весенней стоянки на летнюю, с летней на осеннюю, с осенней на зимнюю стоянку – таково неизбежное движение юрты. На новой стоянке юрту ставили дверью на юг или на восток.
Юрту условно делили на четную и нечетную стороны.
От двери кругом, по часовой стрелке, до почетного места юрты – нечетной стороной юрты. А от почетного места юрты по часовой стрелке до двери, называется четной стороной юрты.
Нельзя входить в юрту внезапно или незаметно. Посторонний человек, подходя к юрте, должен покашлять, почистить обувь, нарочно громко постукивая прутиком, особенно хорошо вычистить подошвы, если там грязь или снег, и только после этого входить в юрту. После обмена приветствиями он садится. Того же, кто стоит в юрте и не садится, называют человеком в деревянных штанах. Если в гости почетный или пожилой человек, то молодые люди открывают ему дверь юрты.
Задай вопрос из школьного предмета
5 - 9 классыИстория 6+3 б
Почему в 17 веке самым главным богатством был мех, а не газ и нефть?
Каковы последствия освоения Сибири?
Попроси больше объяснений Следить Отметить нарушение Nastenka26 20.02.2014
Реклама
ответы и объяснения
сонька66
Сонька66 Новичок
Что значит свободная земля и тем более много свободной земли?
Та земля, которая была освоена, то есть та, на которой жили люди в основной своей массе имела владельца-феодала, а крестьяне, которые жили на этой земле находились в феодальной (крепостной) зависимости от своего феодала.
Соборное уложение 1649 г. окончательно закрепощает крестьян - устанавливает бе прикрепленность к земле (то есть невозможность крестьянского выхода) и крепость владельцу (то есть власть владельца над крестьянином, находящимся на его земле) .
Не всем крестьянам хорошо жилось в рабстве, вот и бежали.
А куда было бежать, если по тому же Соборному уложению сыск беглых крепостных с последующим их возвратом владельцу был бе
Бежать можно было только туда, где не будут искать и возвращать.
В Сибири в 17 веке практически не было помещичьего землевладения (из-за отсутствия крестьян) , вся земля была в собственности государства - "государева пашня".
Многие крестьяне, бежавшие в Сибирь самовольно от помещика, а то и от правосудия, захватывали земли, распахивали их и первоначально податей государству не платили.
Но их отыскивали воеводские приказчики и облагали оброком или иной повинностью, приписывали к государственным крестьянам - но это все равно было легче, чем быть крепостным у конкретного помещика.
Государство, заинтересованное в освоении новых земель, направляло крестьян-переселенцев "по указу" из северных российских областей в Сибирь как наиболее привычных к сибирским климатическим условиям.
Переселенцам давалась "подмога" и ссуда в виде небольшой денежной суммы или зерном, хозяйственными орудиями, иногда лошадьми и скотом. Все делалось по усмотрению местной администрации, она же определяла и размеры
Не надо забывать и такой важный факт, что русские пришли в Сибирь, влекомые главным образом ее пушными богатствами.
Наряду с хлебопашеством русские переселенцы занимались и пушным промыслом, добывая соболя и иных ценных зверей - белку, куницу. Но соболь пользовался особым приоритетом.
К середине 17 века века сбор пушнины от русских охотников стал больше, чем от сбора ясака (ясак - налог, который платили покоренные народы Сибири в государеву казну, в основном те ми же мехами - соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом).